Богородская резьба по дереву: фото, особенности изделий и картинки

Богородская игрушка. Традиционная резьба по дереву и народный юмор

Категория: Чистый источник

| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 2 516 | QR код страницы

Крестьянский юмор Богородской игрушки можно охарактеризовать выражением: «Куда крестьяне, туда и… медведи!»

Всем известна поговорка: «Куда крестьяне, туда и обезьяне!», которая характеризует смешные попытки подражания другим. Богородская игрушка впитала этот народный юмор, лишь только подражателями и помощниками в крестьянском быту здесь выступают не обезьяны, а традиционные для русской культуры животные – медведи, зайцы, белки, лисы и птицы.

Кто не видел богородскую игрушку «Кузнецы», в которой крестьянин на пару с медведем стучат молотками по наковальне? Между тем, эта забавная игрушка даже помещена на герб Богородского села, ведь по легенде именно здесь зародился промысел.

По преданию, крестьянка вырезала куклу-Ауку из липы для своих детей, но дети наигрались, и игрушка попала к купцу. Купец сумел ее выгодно продать, и заказал целую партию таких же.

Другая легенда связывает промысел с расположенным в 27 километрах Сергиевым Посадом. По преданию, еще Сергий Радонежский вырезал из дерева игрушки и дарил детям, а монастырские крестьяне регулярно выполняли большие заказы на изготовление резных изделий из дерева.

Самые популярные персонажи богородской игрушки – это медведи, занятые крестьянскими работами: медведи-дровосеки, пасечники, лодочники, грибники, и рыболовы. Медведи играют в шахматы, музицируют на балалайках и на скрипках. А в современной игрушке воплотились и новые сюжеты – например, медведь, стучащий по клавиатуре компьютера или занимающийся починкой автомобиля.

Другие герои богородской игрушки — это белки, зайцы, лисы, козы, бараны, кони и львы, также занимающиеся хозяйством – купающие малышей, вяжущие на спицах, колющие орехи и т.д.

Такие игрушки обычно оставляют некрашеными, лишь покрывают лаком. Орнаментом здесь выступают штрихи и углубления, оставленные резцом мастера.

Популярны и расписные богородские курочки. Если раскрутить подвешенный на нитях шарик-баланс, курочки начинают «клевать», ритмично постукивая клювами. Для курочек уже характерна пёстрая роспись, и изготавливают их на токарном станке. Новые виды — токарные пингвины, снеговики, ангелы, герои сказок и мультфильмов.

Большинство богородских игрушек снабжено механизмами – подвесами, кнопками, раздвижными планками, пружинками и рычагами, которые заставляют игрушку двигаться.

Например, раздвижные планки позволяют стаду собираться вокруг пастушка, словно по зову рожка, или построить солдат в шеренгу.

Мастера изготавливают и статичные художественные композиции, представляющие собой сувениры, настенные панно либо декоративное оформление часов.

В 1913 году мастера объединились в артель, которая позже была преобразована в фабрику. После перестройки промысел находился в упадке, но сегодня идёт его возрождение — при фабрике появился музей, в котором проводятся экскурсии для детей и взрослых, а на сайте фабрики открылся интернет-магазин, в котором можно приобрести игрушки.

Богородская резьба

Изготовление резных фигурок из дерева в посёлке Богородское

    Место Московская область / Сергиев-Посадский район / Богородское
  • Исторический период XVII в.
  • Вид резьба по дереву
  • Техники богородская резьба
  • Материалы дерево
  • Изделия игрушки, изготовление предметов быта, мелкая пластика, скульптуры

Немного истории

Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства».

Экспонат из Музея игрушки, Сергиев Посад Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Самым знаменитым стало село Богородское, расположенное приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе.

Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.

1979 марка И. Мартынов, Н. Черкасов, CC BY-SA 3.0

Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах.

Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков и изготавливая, в основном, так называемый «серый» товар, который окончательно отделывали и раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Резчик за работой Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Промысел возник в сугубо крестьянской среде, но развивался под сильным влиянием ремесленного производства с иным типом культуры — посадским. Этот тип культуры представляет собой симбиоз городских и крестьянских традиций, испытавший на себе влияние фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных художников — живописцев.

Следующий этап развития игрушечного дела в Богородском связан с деятельностью в этой области Московского губернского земства в 1890—1900 годах. В 1891 году в Сергиевом Посаде организуется учебно-показательная мастерская, объединившая в себе функции научно-исследовательского и учебного заведений, а также осуществлявшая сбыт игрушек в России и за рубежом.

«Сажают деревце» Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

В 1913 году в Богородском была организована артель. Это помогло богородчанам приобрести экономическую независимость от сергиевских скупщиков.

В советский период, мастерам называли темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты. В Богородском реакцией на идеологический прессинг стало развитие сказочной темы.

«Каша из топора», музей Богородской фабрики Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Условность богородской резьбы как нельзя лучше способствовала выражению необычного в сказке, созданию ярких и запоминающихся образов.

Историческая тема в эти годы значительно сузилась, локализовалась. В первую очередь в ней нашли отражение события Великой Отечественной войны.

«Рождённая бурей», автор Бадаев Н.Н. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Богородская резьба в наше время

В селе Богородское и сейчас продолжают развивать традиционную резьбу. Все желающие могут обучаться в Богородском художественно-промышленном техникуме. Это старейшее учебное заведение, сохраняющее русские национальные традиции резьбы.

Медведь — один из символов села Богородское Eugeny1988, CC BY-SA 3.0

С 1960 года в посёлке работает ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву». К 2001 году на предприятии определилось несколько направлений деятельности: участок резной белой игрушки, участок скульптуры, участок токарной расписной игрушки с движением, основанной на старинных принципах сборки и росписи, участок смешанных стилей и направлений, в основном щепная и крашеная игрушка, матрешка. С 1999 года на предприятии в сотрудничестве с Троице — Сергиевой Лаврой возрождается иконостасная резьба.

При фабрике создан Музей Богородского Промысла, где собрана большая коллекция работ старинных и современных мастеров, работавших на фабрике.

ГДЕ КУПИТЬ?

Посмотреть, выбрать и приобрести изделия Богородской резьбы можно в интернет-магазине «РУССКИЕ РЕМЁСЛА».

Фотогалерея

ГДЕ КУПИТЬ?

Посмотреть, выбрать и приобрести изделия Богородской резьбы можно в интернет-магазине «РУССКИЕ РЕМЁСЛА».

Предание

По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь.

Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и еще заказали. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской».

Татыга

Но есть и другая версия, другая легенда, в которой — главный герой Татыга, глухонемой мастер.

Это было еще в четырнадцатом веке. Жил в те времена великий русский подвижник Сергий Радонежский, который благословил московского князя Дмитрия перед знаменитой Куликовской битвой.

Жил он в монашеском уединении и полюбил вырезать из дерева игрушки. Этими игрушками преподобный Сергий одарял детишек, которых приводили с собой богомольцы. Со временем на месте маленькой, затерянной в лесах обители, основанной Сергием Радонежским, вырос большой монастырь — Троице-Сергиева лавра.

И повелась у монахов лавры традиция изготовления поделок для детей. Ни один богомолец не возвращался из этих святых мест без игрушек. Так расходились по свету деревянные фигурки, прозванные «троицкими». Об этом рассказывает легенда.

Читать еще:  Фонтан своими руками в домашних условиях: мастер класс из монет и из бумаги

Другая легенда говорит нам т об иной отправной точке в истории посадских игрушек. По преданию, в Сергиевом Посаде жил глухонемой мастер по прозвищу Татыга, который однажды вырезал куклу из липы и продал ее для украшения в лавку купца, что торговал у стен монастыря кушаками, рукавицами и прочей надобностью.

Скоро на куклу нашелся покупатель. Тогда предприимчивый торговец сделал Татыге заказ на резные деревянные куклы, а тот сообразил, что дело выгодное, стал набирать учеников из посадских детей. Ремесло это переняли другие мастеровитые жители, и начался здесь «потешный» промысел.

Дата возникновения

Реальную дату возникновения промысла определить достаточно сложно. Долгое время большинство исследователей считали, что уже с XVII века в Богородском занимались объемной резьбой по дереву.

Основанием для таких утверждений служили дворцовые книги царя Алексея Михайловича, где говорится о покупке игрушек для царских детей по дороге в Троице-Сергиев монастырь. Но эти сведения не точны.

Считается что самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков.

Шедевры

Уже на первоначальном этапе становления богородского промысла стали появляться произведения, считающиеся шедеврами народного искусства, среди которых: «Пастушок», ставший своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками.

Кустарный музей

В Москве, при поддержке С. Т. Морозова, был открыт Московский Кустарный музей. Фактически это было целое движение, возрождающее и поддерживающее в угасавшем народном искусстве национальную основу.

В развитии богородского промысла значительную роль сыграли такие деятели земства и художники как Н. Д. Бартрам, В. И. Боруцкий, И. И. Овешков.

«План» и «вал»

Одной из самых трагических дат в истории богородского промысла можно назвать 1960 год, когда была ликвидирована традиционная для художественных промыслов артельная организация труда и заменена фабричной.

С этого времени начинает медленно умирать промысел, а на смену ему приходят понятия «художественная промышленность», «план», «вал» и другие абсолютно чуждые понятия.

Особенности промысла

Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»). Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек.

Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.

Виды резьбы по дереву

Художественная резьба по дереву развивалась столетиями. В статье рассматриваются виды резьбы по дереву — от традиционных до самых современных.

С самых ранних этапов развития человеческой цивилизации дерево использовалось для изготовления жилищ, транспортных средств, предметов быта.

Обработкой дерева занимались очень многие мастера. Они старались украсить готовое изделие — новый дом, ладью, небольшую вещицу, детскую игрушку. Художественная резьба по дереву, состоявшая вначале в нанесении несложных орнаментов, развивалась столетиями. Мастерство деревообработки совершенствовалось с появлением новых инструментов и других возможностей.

История резного дела

В России с её лесными богатствами древесину использовали во всех сферах жизни. Из дерева строили дома, в более поздний исторический период — храмы, изготавливали мебель и кухонную утварь. Лодки и корабли делали из многих пород дерева. Орудия труда частично или полностью изготавливались из древесины.

Деревянные скульптуры имели отношение к религии и обрядам. Самым древним объектом, вырезанным из дерева, считается Шигирский идол. Эта скульптура из лиственницы найдена на Урале. Идол покрыт разнообразными узорами, отражающими мировоззрение людей того времени.

В XVI веке резьба по дереву была повсеместным народным промыслом. Настоящим искусством она стала уже в XVII и последующих веках. Для украшения церквей и дворцов использовались одновременно многие виды резьбы по дереву.

Центрами резьбы в России были сёла:

  • Богородское;
  • Аргуново;
  • Абрамцево, Кудрино и другие.

В каждом из этих мест формировался свой особый стиль, определяемый породами дерева, приёмами работы, используемыми инструментами, характером орнаментов и рисунков.

В мире развитие резьбы по дереву также связано с запасом природных ресурсов.

Наибольшую известность получили изделия из таких стран и регионов, как:

  • Северная Америка — искусство индейских племён;
  • Скандинавские страны, Великобритания — рельефы;
  • Китай — резьба Dongyang (произношение: Дон-ян или Дун-ян). Горельефы, круглая скульптура, прорезная резьба;
  • Индия и страны Юго-Восточной Азии: храмовая резьба;
  • Япония: миниатюрные скульптуры нэцкэ и окимоно, театральные маски;
  • страны исламского мира — украшение мечетей;
  • Африка — ритуальные маски и предметы быта из местных пород дерева (многие из них в Северном полушарии воспринимаются как экзотика).

Современная резьба: классификация по типу резьбы

Для классификации важны:

  • соотношение фона и узора по высоте;
  • форма элементов узора;
  • инструменты, с помощью которых выполняется работа.

Сквозная резьба

Характеризуется сквозными отверстиями. По внешнему виду напоминает кружево. Как правило, представляет собой цельный узор на фоне с удалёнными фрагментами.

Важную роль играет способ, как именно, с помощью какого инструмента убираются участки фона.

Пропильная резьба по дереву

Сквозные отверстия создаются с помощью лобзика или пилы. Работу с лобзиком часто называют выпиливанием по дереву.

Миниатюра: японские нэцкэ и окимоно. Для изготовления нэцкэ, кроме отполированного дерева, использовались другие материалы: камень, кость.

Богородская резьба по дереву

Название получила от села Богородское под Москвой, в окрестностях города Сергиев Посад.

Родилась и сформировалась как отдельное направление в XVII-XVIII веке.

Известность получили богородские игрушки. Главные герои — в основном животные, птицы, сказочные персонажи. Эти скульптуры выполнены в особой технике, с применением «богородского ножа» — короткого, со скошенным лезвием. Материал — мягкая древесина, обычно липа, реже — ольха, осина. Резьба исторически выполнялась «с маху», то есть без предварительных эскизов, так появился термин «маховая резьба».

Игрушки бывают в виде отдельной скульптуры либо в виде скульптурной многофигурной композиции. Композиции бывают:

а) статичные (пример: «Мыши хоронят кота» из Русского музея)

Символом богородского промысла стала движущаяся игрушка «Кузнецы»: по наковальне по очереди бьют мужик и медведь.

В музеях сохранились богородские игрушки, изготовленные в начале XIX века.

Домовая резьба

Выделяется в отдельное направление, при том, что сочетает в себе все три вышеперечисленных типа.

В России исторически дома строили в основном из дерева. Их украшали резными элементами: ставнями, карнизами, фигурными столбиками на крыльце. С XIX века самой распространённой техникой, в которой выполняли декоративные элементы домов, стала прорезная резьба, сквозная или пропильная.

Элементы домовой резьбы:

подзоры — свисающие с карнизов домов резные доски;

фризы — находятся на фронтонах домов или под карнизами;

причелины — расположены на фронтоне и углах дома;

«полотенца» — небольшие по размеру ажурные доски, которые свисают с коньков крыши.

Резьба бензопилой

Применяется для крупных скульптур и скульптурных композиций. Их высота соизмерима с ростом человека и больше. В этой технологии выполняют садово-парковые скульптуры, архитектурные детали, предметы мебели.

Классификация по территориальному признаку

Аргуновская резьба по дереву

Название происходит от села Аргуново (Владимирская губерния, Покровский уезд), где жили и творили искусные плотники. В XIX веке их изделия получили широкое распространение и известность. В словаре Даля есть слово «аргун», которое объясняется как «владимирский плотник».

Резная мебель, церковные иконостасы, декор деревянных изб и дворцов — везде встречается аргуновская резьба. Её характеристики: большое разнообразие рисунка с использованием языческих элементов. Гармоничное соединение древнерусских образов и персонажей классического европейского искусства.

Нижегородская резьба по дереву

Другое название — корабельная. Первоначально использовалась для украшения волжских судов.Затем так стали украшать деревянные дома: наличники, лобовые доски, лопатки. Нижегородская глухая резьба отличается «глухим» (непрорезным) фоном. Основной используемый инструмент — закруглённое долото. По высоте рисунок находится практически на одном уровне с доской.

Обработанная доска покрывалась олифой в несколько слоёв. Раскрашивание встречается, но редко.

Кудринская резьба по дереву

Происходит из подмосковной деревни Кудрино. Относится к плоскорельефной резьбе — средней по высоте между контурной и рельефной. Фон кудринской резьбы бывает подушечным и выборным.

Характерный растительный орнамент — гирлянды, ветки, плоды, цветы, кудрявые листья. Стилизованные элементы: птицы, животные. Сцены из сказок.

Скандинавская резьба по дереву

Рисунок: сложные волнообразные линии и узоры, фигурки животных, растительные мотивы, реже — геометрический рисунок. Исторические сценки. В основном используется глухая рельефная резьба.

Заключение

Резьба по дереву требует внимательности, усидчивости, долгого периода обучения мастерству. Это в равной степени ремесленное занятие и высокое искусство. Но в итоге получаются прекрасные вещи, которые позволяют почувствовать красоту, удивиться ей и добавить в жизнь положительных эмоций.

Резьба по дереву. Основные виды.

Плосковыемчатая резьба

Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки.

В зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть:

Геометрической или контурной.

Выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических фигур — треугольников, квадратов, окружностей. Выемки отличаются по размеру,глубине.геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки — их может быть две, три, или четыре. Наиболее распространенны двух и трехгранные выемки.

Резьба представляте собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Ее можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, — линии резки ,жестки, игры светотени почти нет.

Плоскорельефная резьба

Узор формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае рисунок будет иметь одну и туже высоту по всей площади композиции. Плоскорельефная резьба — один из наиболее распространенных видов резьбы по древу.

Выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка. Выемки режзут более глубокими, чем в контурной резьбе, а их грани закругляют (Заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона — более отлого. Иногда фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу — заоваленной с подушечным фоном.

  • Резьба с подобранным фоном (выбранным фоном)

Вполняется так же , как и заоваленная резьба. Формы орнамента остаются плоскими, а края заоваливают. ННо вокруг рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту. Промежуточная резьба между прослкорельефоной и рельефной.

Рельефная резьба

Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.

Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.

Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.

Резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент, который наносится на поверхность изделий обычными инструментами — ножа-косяка и полукруглых стамесок.

Прорезная резьба

Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.

Прорезная резьба получила широкое распространение в украшении мебели. Резьбой с рисунком более крупного масштаба украшают отдельные части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, ограждения балкона. Такие детали получили собственное наименование — «домовая резьба».

Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.

  • Накладная, или наклейная резьба

Состоит из отдельных элементов — резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном эта разновидность подобна ажурной резьбе.

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.

Домовая резьба

Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.

Больше спасибо за внимание!

Материал собран из книги «Резьба по дереву.Техники, приемы, изделия.» Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»

Фотографии с примерами работ заимствованы из сети. Всех благ!

Резьба по дереву – что это такое, история возникновения, особенности разных видов этого искусства

Человек издревле использует дерево в повседневном обиходе. Из него сооружали суда, строили дома и храмы, делали мебель, посуду и игрушки. Особой теплотой и уютом отличалась художественная резьба по дереву. Работы мастеров в этой сфере и сейчас завораживают красотой.

Читать еще:  Сова из резинок: делаем на станке, на вилке и на рогатке

Что такое резьба по дереву?

Декоративно-прикладное искусство обработки древесины, при котором создается эстетический объект, называют резьбой по дереву. Самым распространенным типом является художественная резьба по дереву, при которой узор выполняется с помощью топора, стамески, ножа или других инструментов. Таким способом в старину делали предметы быта, мебель, посуду. Продукция из дерева и сейчас встречаются в обиходе. Из древесины можно встретить как целые дома, так и игрушки.

История резьбы по дереву

Использование древесины упоминается с первобытных времен у разных народностей практически во всех концах Земли. Истоки резьбы по дереву берут свое начало с момента использования приемов обработки этого материала и зарождения деревянного зодчества. Первой находкой, изготовленной из дерева, является идол, обнаруженный на территории нынешнего Екатеринбурга. Ориентировочную дату его создания относят к VIII веку до нашей эры. Установлено, что туловище идола покрывает геометрическая резьба по дереву, а сам он символизирует связь между подземными и небесными мирами.

По мере развития человеческого общества использование древесины в обрядах утратило свой смысл, появлялись новые техники работы с деревом, совершенствовались инструменты. Люди стали использовать дерево для украшения предметов быта. С XVI века ручная резьба по дереву становится всеобщим промыслом, появляются первые мастерские. Умелые мастера украшают храмы, царские дворцы, дома богатых людей искусной самобытной резьбой.

Наши предки очень тесно были связаны с природой и считали дерево проводником между солнцем и людьми, а деревянные изделия являлись символом здоровья, благополучия и долголетия. Им были известны и ценные качества дерева, такие как водонепроницаемость, теплоизоляция, разнообразие текстур и рисунков древесины, удобство обработки и заготовки. Дерево применялось во всех сферах жизни: в строительстве оборонительных укреплений и домов, в изготовлении посуды и орудий труда.

Виды резьбы по дереву

Современные техники деревообработки не имеют четкой классификации. В одном изделии может сочетаться несколько видов деревянной резьбы. Художественная обработка дерева условно может быть разделена на следующие виды:

  1. Плосковыемчатая резьба, где фон – плоская поверхность, а рисунок создается из выемок различной формы.
  2. Плоскорельефная резьба, где узор создается с помощью выборки фона.
  3. Рельефная резьба, где отсутствуют плоские поверхности, идет глубокая прорисовка фона и детальная выборка элементов.
  4. Прорезная резьба, характеризуется отсутствием фона. Узор получается ажурный, кружевной.
  5. Скульптурная резьба, отличающаяся объемным изображением. В этой технике изготавливают игрушки, фигурки людей и животных, деревянные колонны в архитектуре и так далее.

Плосковыемчатая резьба по дереву

В данном виде обработки древесины фоном является ровная поверхность изделия, а рисунок создается за счет выемок различной формы. Декоративная резьба по дереву в плосковыемчатой технике в зависимости от характера выемок может быть контурной и геометрической:

  1. Контурная резьба по дереву или растительная схожа с гравировкой по металлу, но выполняется иными инструментами, а линии более широкие и глубокие. Данная техника проста в исполнении и может быть выполнена на фанере.
  2. Геометрическая резьба имеет такое название благодаря орнаменту, который изображается с помощью этой техники. В основном это геометрические элементы: ромбы, треугольники, окружности.

Рельефная резьба по дереву

Выразительная и живописная техника. Ее отличает обилие светотеней и трехмерность изображения, детали элементов проработаны до скульптурных. В зависимости от вышины возвышения рисунка над фоном различают:

  1. Барельефную резьбу, когда узор возвышается до половины от толщины всей композиции.
  2. Горельефную резьбу, когда узор выступает более, чем на наполовину.

В качестве сюжета для рельефной резьбы могут быть использованы геометрические фигуры, изображения растений и животных, символы. Выразительность изделия зависит от материала древесины. Для этой техники больше всего подходят бук, береза и дуб. Ажурная резьба по дереву (или по-другому, прорезная резьба) в сочетании с контурной, геометрической и рельефной техниками придает необычайную воздушность и нежность изделию.

Прорезная резьба по дереву

В этом виде деревообработки из полотна фон полностью удаляется пилкой или долотом. По-другому этот вид именуют как сквозная резьба по дереву. В основном применяется в мебельной сфере. Крупномасштабные изделия используются в украшении фасадов зданий: в декоре балконов, наличников, карнизов и именуются как «домовая резьба». Для прорезной техники используют древесину сосны, ольхи, березы, или осины, как правило, толщиной 1-2 мм. В наше время данная техника резьбы используется для украшения беседок и дачных домиков.

Скульптурная резьба по дереву

Эта техника изготовления изделий отличается от всех перечисленных обработкой заготовки со всех или нескольких сторон. Могут быть использованы различные инструменты, но главными являются ножи-косяки и стамески. Применяется этот вид резьбы по дереву в архитектуре (при создании колонн, балясин, резных столбов балконов), при изготовлении ножек дорогой мебели. Очень красиво и реалистично в данной технике — скульптурная резьба по дереву получаются фигурки животных и людей.

Рабочее место для резьбы по дереву

Создание изделий из дерева трудоемкий, кропотливый, мусорный и шумный процесс, требующий достаточного места для размещения заготовок, инструментов и готовых полотен. Приведем основные требования к месту работы резчика по дереву:

  1. Помещение. Для работы с деревом желательно оборудовать отдельное сухое, светлое помещение.
  2. Освещение. Место для работы должно быть в меру освещенным. Источник света должен находиться слева и впереди. Солнечный свет исключается.
  3. Рабочий стол. Для работы с мелкими деталями (сувениры, ложки, небольшие скульптуры) можно использовать простой стол. Для работы с крупными деталями, например, в технике домовой резьбы, необходим стол-верстак.
  4. Инструменты и приспособления должны находиться максимально близко от рабочего места и при этом не мешать работе. Желательно закрепить стамески и прочий инструмент в специальных державках. Для токарной работы потребуется станок для резьбы по дереву. При прорезной технике понадобится также электролобзик и выпиловочный станок.

Инструменты для резьбы по дереву

Приспособления для художественной деревообработки условно можно разделить на следующие категории: основные (ножи, стамески), дополнительные (топоры, рубанки, пилы), вспомогательные (электроинструмент, краскопульт). Современный рынок представляет широкий ассортимент инструментов для резьбы. Можно приобретать их отдельно по мере необходимости, а можно купить набор для резьбы по дереву, где необходимые инструменты профессионально подобраны.

Остановимся на основных видах инструментов подробнее. Для резьбы по дереву выделяют ножи разного назначения и конструкции:

  1. Нож-резак – главный инструмент любого резчика. Длина рукоятки и лезвия может варьироваться, но основной угол режущей части должен составлять 35º.
  2. Нож-косяк применяется в технике прорезной и плоскорельефной резьбы.
  3. Для скульптурной резьбы используют Богородский нож.

Для создания различных выборок применяют стамески, среди которых распространенные:

  1. Полукруглые. Основной тип стамесок, применяемый для любой работы по дереву.
  2. Прямые. Используются для вспомогательной работы.
  3. Клюкарзы. Имеют два загиба по 120º. Необходимы при заготовке круглых изгибов и глубоких впадин рельефа.
  4. Уголковые или рейсмусы. Предназначены для контурного разрезания и создания V-образной канавки.
  5. Косые. С их помощью создают продольные канавки и проводят начальную работу с заготовкой. Лезвие у данных стамесок скошено под углом в 45º.

Резьба по дереву – изделия

На протяжении многих веков люди и деревья неразрывно связаны между собой. Деревянные изделия несут в себе теплоту, уют и гармонию. В настоящее время художественная или фигурная резьба по дереву пользуется популярностью. Среди ярких примеров изделий можно выделить:

    Оригинальное украшение кухонных досок.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector