Декоративно-прикладное искусство своими руками: варианты народов севера

Урок + презентация «Декоративно-прикладное искусство народов Севера»

Цель:

  • Дать представление о декоративно-прикладном искусстве коренных народов Севера.;
  • Показать индивидуальность, своеобразие и неповторимость произведений народно-прикладного искусства;
  • Учить применять изученную литературу о талисманах народов Севера в собственных выступлениях и представлять работу на выставке.

Оборудование:

  • Компьютер, проектор для показа презентации;
  • Мини-выставка поделок;
  • Выставка книг;
  • Карта Красноярского края;
  • Музыкальная запись

Ход урока

1. Приветствие гостей

2. Вступление

Учитель: Мы продолжаем наше путешествие по родному Красноярскому краю. Сегодня отправимся на Север и познакомимся с декоративно-прикладным искусством коренных народов Севера

3. Работа с картой Красноярского края

– Покажите на карте России территорию Красноярского края. (Дети показывают.)

– Обширные территории, тянущиеся от Северного Ледовитого океана до просторов лесотундры тундры – это северные районы края. Что можете сказать о природных условиях Севера? (Здесь холодный климат, продолжительная полярная зима и короткое лето, полярный день и полярная ночь.)

– Что же заставило людей более двух тысяч лет назад прийти в эти холодные неприветливые места и остаться здесь жить?

Вряд ли сейчас ученые точно могут ответить на этот вопрос. Ясно одно, что люди научились жить в тяжелых северных условиях, превратив природу в своего друга, приспособились к ней.

Невозможно остаться равнодушным к красоте этого края. Она вдохновляет художников, поэтов на создание удивительных произведений.

4. Чтение учащимися стихов о Севере

Стеклянный звон,
Фонтаны льда над руслом,
Большой воды неукротимый гнев,
Как будто бы вверху оледенев,
Сиянье северное рухнуло, как люстра

Пейзажи Арктики бледны,
Порою вовсе не видны:

Стена тяжелых облаков
Срывает даль холодных льдов;
Свинцом налитая волна
Вздыхая, трется о края;
Громада-айсберг на воде,
Как мрачный замок на волне,
Суровым воином стоит –
Просторы снежные хранит;
В разрывах туч – луна в кругу,
Вещает близкую пургу;
Среди торосов чей-то след
Уже заносит вихрем след;
Рассвет утра сменяет ночь,
Так день за днем уходят прочь.

В безмолвном лагере царства льда –
Мороз, покой и тишина.
(К. Сальников)

5. Беседа о жителях Севера

– Вспомните, какие коренные народы населяют Север? (Слайд 10)

На доске появляются карточки с названием народностей: эвенки, долганы, ненцы, энцы , селькупы, кеты, нганасаны. (Карточки размещаются на карте.)

– Большой интерес в настоящее время представляют быт, культура, искусство народов Севера. Почему?

Это малочисленные и даже исчезающие народности, старающиеся во что бы то ни стало сохранить свой язык, культуру и неповторимое самобытное искусство. Задача нашего народа помочь им в этом, потому что их культура – частица нашей общей культуры.

Есть такой волшебный дом –
Тундра вся вместилась в нем:
Птицы, звери- вся природа…
Вся история народа.
Будто след былых времен,
Бережно хранится в нем:
Иглы, стрелы, топоры
Незапамятной поры…

– О каком доме говорится в этом стихотворении?(О музее.)

– Какой музей мы посетили недавно?(Краеведческий.)

– Чем запомнилась вам эта экскурсия?

– Музей, где бережно хранятся предметы быта, искусства малочисленных народов севера есть не только в нашем городе .В Эвенкии есть эвенкийский национальный музей. (Слайд 11).

Природа Севера очень сурова, но именно она научила его обитателей ценить и хранить тепло. Как? (Придумали теплое жилье и теплую одежду.)

– Как называется жилище коренных народов севера? (Чум.)

– Из чего делают чум? (Длинные толстые шесты ставят конусом, сверху обтягивают толстыми шкурами животных.)

– Какую одежду носят? (Народы Севера носят малицу из оленьего меха с капюшоном и рукавицами, рукавицы пришивают к рукавам верхней одежды, ноги от холода защищали “кисы” – сапоги из оленьего меха.)

6. Народные промыслы

– Какими промыслами занимаются северные люди? (Рыболовство, оленеводство, охота, прикладное искусство.)

– Что такое “прикладное искусство”? (Ответы детей.)

– “Декоро” в переводе означает “украшаю”, прикладное – имеющее практическое значение .Декоративно-прикладное искусство – это искусство украшения. Люди издревле стремились к прекрасному, украшали свое жилье, орудия труда, одежду, предметы быта, домашнюю утварь.

– Какие материалы для этого использовались?

Один из интереснейших народных промыслов – резьба по кости

– Малые народы Севера изготовляли из лосиного рога, кости моржей и оленей, реже из кости мамонта, клыков крупных животных детали сбруи оленя, охотничьего снаряжения, украшая их фигурной резьбой.

Изделиями из кости украшали также одежду, жилище. Из кости делали предметы домашнего обихода. На фотографии представлена трубка для курения .шкатулка подчасники, выполненные в конце 19, начале 20 века. (Слайд 13.)

Художественная обработка меха в прошлом была традиционным народным искусством Крайнего севера. Со времени глубокой древности освоили они мастерство обработки шкур нерпы, меха ценных пушных зверей, меха собаки, тюленьей кожи. (Слайд 14)

Одним из видов искусства была вышивка и изделия из бисера.

Впервые бисер появился в Древнем Египте. Рукоделием из него занимались все народы. Традиции вышивания переняли народы севера, украшая предметы быта и одежду национальным орнаментом.

Как появился бисер на Севере?

Купцы, скупавшие пушнину, привозили его на обмен .Не всякий бисер подходил для условий Севера , больше всего ценился фарфоровый .Вышитая бисером одежда эвенкийской женщины как бы восполняла ту палитру красок, которых не хватало в природе, в быту.

Давайте попробуем “ прочитать” северный орнамент.

1 ученик. Орнаменты очень разные , но они состоят из геометрических фигур:

Квадраты – четыре стороны света;
Ромбы – земля (хотя очень похожи на плавающие льдины);
Треугольники – снежные горы или рябь волн океана;
Рогатинки (напоминают рога северного оленя) – источник богатства и благополучия.
Круги и кресты – символ Солнца.

2 ученик. Обратите внимание на солнечные розетки с бахромой, разбросанные по всему полю костюма. Это самые настоящие солнышки, но они не только выполняют оберегающую функцию, но и исполняют роль заплаток на тех местах, где шкура была испорчена.

Все узоры состоят из белых, серых, чёрных и коричневых фрагментов. Это – цвет меха северного оленя и полярных животных. Мастерицы знали секрет окрашивания этих материалов в другие цвета – жёлтый и оранжевый. Для окраски использовался отвар коры полярной ольхи.

3 ученик. Интересны названия цветов, используемые в орнаментах.

Чёрный – конномо;
Белый – багдамо;
Жёлтый – синамо;
Синий – чутума;
Красный – хулама.

4 ученик. Отгадайте загадку:

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все… (Солнце.)

Учитель: Какие ещё загадки северных народов о солнце вы знаете?

Эвенкийская: Всех светлее, всех жарче.
Долганская – Золотая тарелка летит.
Селькупская – Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит.

– Ещё с древних времён человек поклонялся солнцу. Объясните почему?

Люди раньше очень многого не знали про него. Для них это была тайна. Они думали, что солнце – это бог и поклонялись ему, просили о помощи.

На севере солнышко называют ласково – Хейро.

Солнцу посвящали мифы, сказки, песни, использовали его образ в орнаменте, для украшения одежды, жилья, изготовления талисманов.

Талисманы “Солнышко” символизируют достаток, любовь и благополучие в семье. Кулон подвешивали на бисерную цепочку или тесьму и дарили подарок близким людям. (Слайд 15.)

– Хотите ли вы научиться делать такие амулеты “ Солнышко” сегодня на уроке?

7. Практическая работа

– Давайте откроем учебник на с. 21. Рассмотрите украшения. Что можете сказать? (Украшения имеют круглую форму и напоминают солнце, используется бисер и мех.)

– Рассмотрите свои материалы на парте .Для изготовления “ Солнышка” вам потребуются материалы: вырезанный круг из картона, пластилин для основы, бисер, бусинки, мех, клее, тесьма. Используется техника выкладывания бисера на пластилине..

8. Выставка работ учащихся. Презентация работы

  1. Название поделки.
  2. Какие были трудности в работе.
  3. Для чего можно использовать ваше “ Солнышко”.

Карточка для индивидуальной работы.

Алгоритм изготовления “Солнышка”.

  1. Вырезать из картона круг.
  2. Нанести на круг слой пластилина.
  3. Придумать рисунок .
  4. Использовать технику выкладывания на пластилин бисера и бусинок.
  5. Закрепить шнурок.
  6. Представить работу

Декоративное искусство народов севера «Поморские козули»

Марина Калинина
Декоративное искусство народов севера «Поморские козули»

Занятие по лепке с детьми подготовительной группы.

Программное содержание: Учить детей создавать образы животных, лепить козулю – весеннего оленя (символизирующего дружбу и товарищество) из соленого теста скульптурным способом. Продолжать знакомство детей с игрушкой – оберегом как видом народного декоративно-прикладного искусства. Развивать чувство формы, пропорции, глазомер, согласованность в работе обеих рук. Закреплять умение детей работать по схеме, формировать навыки сравнения. Воспитывать интерес к народно-прикладному творчеству.

Методические приемы: Мотивация (беседа – рассказ, словарная работа (пояснение незнакомых – новых слов, демонстрация изготовленияфигуры на примере сказки, физкультминутка, самостоятельная работа детей, использование художественного слова (загадки, поговорки, поощрение детей, вариативная дидактическая игра, сюрпризный момент (вручение подарков).

Словарная работа: талисман, оберег, козули.

Предварительная работа: знакомство с оберегами.

Материал: презентация куклы-оберега; готовые фигуры — козули на каждого ребенка; соленое тесто, стеки, стаканчики с водой, влажные салфетки на каждого ребенка, вариативная дидактическая игра «Тени»

Ход занятия:

Педагог (одета в русский народный костюм).

Педагог. Вы любите получать подарки? А какие подарки вы любите получать? (ответы детей)

Педагог. Дети и взрослые любят получать подарки и особенно игрушки. Раньше игрушки выполняли разные роли: ребятишки с ними играли, они так же служили оберегом для своих хозяев и малышей и взрослых. А вы знаете что означает слово оберег? (ответы детей) (оберег – оберегает, бережёт, хранит, защищает от злых людей, плохих мыслей, недругов) Игрушки обереги делали из ткани, из соломы, из дерева, даже из теста. Это были куклы, или животные. (Показать слайды на ПК) Посмотрите.

«Кукла -стригуша»– оберегала урожай настоящего и будущего года.

У меня стоят игрушки — обереги из теста.

А назывались такие фигурки – козули. (повторить вместе с детьми для закрепления нового слова). Наверное, потому, что раньше так называли всех животных с рогами: это и олени, и бычки, и коровки, и козлики. Даже птичек, медведей и всадников, вылепленных из теста, стали называть козулями. (показывать фигурки и называть)

Рассмотрите их внимательно. Чем они похожи, и чем отличаются друг от друга? (ответы детей)

Вот этот олень с рогами, как кольцо «Олень – солнце» — несет хозяину добро, тепло и свет; трехрогий олень «Лось – воин» -защитник от дурного глаза; «Олень –весенний» — олень дружеских отношений;«Олень – венчальный» с короной на голове, а этот «Олень — вожак», символ здоровья и долголетия; «Коровка» — символ плодородия, «Баранчик» – добра и изобилия; «Тетерочка» — символ счастья в семье и материнства, «Медведь» – мудрости и силы духа. (новые слова повторяем с детьми)

Дети, хотите научиться делать такие игрушки обереги?(ответ детей)

Я с удовольствием вас научу.

(пригласить к столу, где будет проходить показ лепки)

Раньше пекли козуль в Рождество, перед Новым годом, на праздник Коляды. Люди верили, если напекут большое стадо животных из теста, станет большедомашних животных в их дворах, будет больше дичи в лесах. Хлебная фигурка служила для них талисманом (оберегом) от злых сил. Хозяйки обычно оставляли одну-две козули в доме, чтобы счастье не покинуло ее семью. «

Читать еще:  Аппликации с детьми: варианты на 4 лет и 5 лет (фото и видео прилагаются)

Также козули изготавливали и на личные праздники — новоселье, свадьбу и при рождении ребёнка. Считается, что козули, находящиеся в доме, охраняют его от злых духов. Поэтому изготовленные и выпеченные козули не съедают сразу и ни в коем случае не выбрасывают.

Вначале мы тесто помнем, чтобы тепло наших рук и души передать игрушкам.

«Родился как то в лесу маленький беспомощный оленёнок. Только голову и туловище можно было разглядеть. (Разделить комочек на части, оттягивая голову)

Лежит он и понемногу вытягивает свои ножки. Задними потянулся, передними подвигал. (Выделить из куска две части для передних и задних ног)

Только слабенький еще не может встать. Травушка – муравушка сжалилась над маленьким олененком, умыла своей росой его ножки. (разрезать ножки стекой) развел он их в стороны. Выпрямил.

И Земля — матушка решила помочь малышу, силой своей поделиться, вдохнула в него туманом белым, и поднялся на ножки олененок (поставить поделку, поднять вверх часть для головы). Потянул свою шейку к Маме — оленихе, напоила она его теплым молочком. Окреп наш оленёнок. Поднял головку. (вытянуть часть для головы)

Стали пробиваться у него маленькие рожки (разрезать на 2 части вверху голову).

Растет наш олененок, сильным да смелым. С каждым годом рожки у него ветвятся (разрезать на части рожки). Год, два, три пролетело. Стал взрослым наш оленёнок. Уже и не оленёнок, а настоящий олень способный на помощь другу в беде прийти и от врага защитить.

Сейчас мы представим себя в виде маленького новорожденного олененка.

1. Родился в лесу маленький оленёнок (присели, сгруппировались)

2. Лежит он и двигает передними ножками (вытянули руки вперед)

3. Травушка – муравушка умыла его своей росой. (погладить руки)

4. Земля — матушка вдохнула в него силу свою, и поднялся он на ножки (глубокий вдох, встать, руки в стороны, ноги поставить на ширине плеч)

5. Потянул шейку к Маме — оленихе, Поднял головку. (опустили руки, поднимаем голову вытягиваем шею)

6. Стали пробиваться у него рожки (руки сжали в кулачки и через стороны поднимаем вверх, приставляя к голове с приподнятым указательным пальцем, руки опустили)

7. С каждым годом рожки у него ветвятся. (повторять упражнение поднимая по 2, 3, 4пальца) (в 2, в 3, в 4 раза больше стало)

8. Вои и стал взрослым наш оленёнок. (перекрещённые руки над головой с раздвинутыми пальцами)

9. Копытами землю бьет.

Педагог. Теперь сядем за столы, и вы сможете сами сделать такого оленя сильного, здорового, смелого. Для этого нужно посмотреть внимательно на схему последовательности выполнения работы.

Под влажной салфеткой лежит по кусочку готового соленого теста.

Самостоятельная работа детей (включается спокойная музыка)

Головой не вертит,

На зубах хрустит.

Как вы думаете кто это? (ответ детей)

Ну, конечно, это козуля изготовленная из ржаного теста.

Где коза бродит,

Где коза с рогом,

Там жито стогом

Вы очень старались, когда лепили, и козули у вас получились аккуратными, красивыми. Чтобы наш олень был прочным, и мог долго радовать наших родных и близких, кому вы подарите их, нужно отправить его в печь — запекаться.

Ой ты печка – сударыня

Помоги нам, боярыня:

Ты свари, испеки,

В дом богатство принеси.

А мы с вами поиграем. (дидактическая игра «Тени»).

Раньше электричества не было, источником света в темное время суток была лучина или свеча. Предметы, на которые попадал свет от них, отбрасывали на стены тени. Любимой забавой для ребятишек было угадывать по силуэту тени предмет или животное, на которое оно было похоже. Хотите вы поиграть в такую игру?

Какая фигура отбрасывает эту тень? На ПК показываются темные силуэты козуль, рассматривая и сравнивая их с образцами, дети повторяют название фигурок. (Медведь, весенний олень, тетёрочка, венчальный олень, коровка, олень – воин, всадник, баранчик, олень – солнце)

Козули из ржаного теста

Как живые по столу скачут,

Раздаю хозяевам удачу!

педагог дополнительного образования, высшей категории,

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детский сад «Мишутка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей

п. г. т. Федоровский Сургутского района, Тюменской области

Калинина М .Н.

Лепкой увлекаюсь с детства Когда люди начали лепить из теста фигурки? Да, наверно, с тех давних времен, когда научились добывать муку для этого теста! В истории каждой.

Волшебные колокольчики, поделка из соленого теста Новогодний подарок «Волшебные » колокольчики. Цель:Развивать эстетические чувства фантазию, желание порадовать близких, положительный эмоциональный.

Декоративно-прикладное искусство

Истоки декоративно-прикладного искусства Русского Севера коренятся в художественных традициях Древней Руси, обусловленных природно-климатическими условиями региона, историей, формами хозяйствования и бытовым укладом населения. Локальные художественные центры на территории бывших Архангельской, Олонецкой и Вологодской губерний складывались под влиянием монастырской культуры, традиционной эстетики финноугорских народов (карел и коми), официальных стилей эпохи и пр. Это определило стилистическое многообразие народных художественных традиций Русского Севера.

Сохранившиеся памятники декоративно-прикладного искусства XIX – начала ХХ века тесно связаны с бытовым и общественным укладом северной русской деревни, изготовлением широкого круга вещей, сопровождавших крестьянина в праздники и будни. Крестьянское искусство развивалось преимущественно в рамках домашних производств, женских и мужских ремесел. Изготовление и украшение тканей, вязание составляли занятия женщин, мужские ремесла были связаны с обработкой, изготовлением, декорированием изделий из дерева, металла, кости, производством гончарной посуды. Помимо домашних ремесел на территории Русского Севера получили развитие сельские, монастырские и городские промыслы, которые специализировались на изготовлении коробов и расписных саней, резных и расписных прялок, гончарной посуды, золотошвейных, медно-литейных и других изделий.

В узорном ткачестве, вышивке, вязании, резьбе по дереву, с одной стороны, сохранились древнейшие мотивы геометрического орнамента, связанные с языческой символикой, отголосками мифологических верований; с другой – в них отражено развитие бытового (повествование, сюжет) жанра в народном искусстве конца XIX – начала ХХ века. В изделиях народных мастеров различные виды орнамента нередко переплетаются, обретая художественное единство.

Декоративно-прикладное искусство Русского Севера представлено разнообразными видами художественного творчества. Едва ли не самыми распространенными из них являлись узорное ткачество и вышивка. Браное и ремизное ткачество бытовало повсеместно, особенно в северных, северо-восточных и центральных районах Архангельской губернии. При существовании локальных особенностей для ткачества присуща единая традиционная основа – использование ромбического орнамента, выполненного красными хлопчатобумажными нитками по отбеленной ткани, фризовая композиция, крупноузорность, монументальность. Вышивка более разнообразна. Исполненная в технике «набора», «брани», «креста», она напоминает диагональные узоры браного ткачества; шов «росписью» («полукрест»), распространенный в западных районах, особенно в Каргополье, давал более легкий, подвижный рисунок. Со второй половины XIX века становится популярной вышивка тамбуром, в конце XIX века в северорусскую вышивку проникают городские техники, например, гладь.

Тканые и вышитые узоры всегда точно соотносились с вещью. Особенно значима роль орнамента в одежде: обрамляя края, он как бы очерчивал фигуру древними обережными знаками. Общетипологическая особенность – орнаментирование затылочной части женских головных уборов (кички, повойника) несло в себе функции охраны человека и его связи с космосом. Со второй половины XIX века широкое распространение получила набойка как способ оформления домотканых тканей, идущих в основном на сарафаны, а также скатерти, пологи, занавески. Обычно набойки выполнялись мастеровыми, которые ходили по деревням с набойными досками и «набивали» узор на ткань.

Современное декоративно-прикладное искусство Русского Севера представлено тканьем напольных дорожек, декоративными тканями из цветного лоскута, вышивкой крестом и гладью, крючковым кружевом. Традиционная техника и приемы декорирования сохраняются в основном в творчестве отдельных мастеров, как правило, работающих по заказам для музеев, выставок, художественных салонов. Повышенная декоративность, отход от утилитарности стали приметными чертами создаваемых ими произведений. В 1968 году в Архангельске было организовано предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры», где осваиваются и творчески используются в современных изделиях традиции народной северной вышивки, ткачества, кружевоплетения, резьбы и росписи по дереву.

Декоративно-прикладное искусство народов Севера как часть их традиционной культуры сложилось под влиянием природных условий, хозяйственных занятий и верований, но главным образом бытового уклада. Тесно связанное с домашним производством, оно было необходимой эстетической составляющей при изготовлении множества утилитарных вещей и предметов, декорировании одежды, обуви, головных уборов, предметов быта, утвари, орудий труда, средств передвижения, жилищ и других сооружений. Северные мастерицы использовали для своих изделий все доступные им материалы – мех, камус, ровдугу и мандарку, птичьи шкурки и рыбью кожу, подшейный волос оленей и конский волос, выделанную кожу животных, хлопчатобумажные ткани и сукно, бисер, бересту.

Мех, ровдугу, мандарку, рыбью кожу, мездру, бересту, подшейный олений волос народы Севера раскрашивали в различные цвета сажей, графитом, охрой, отваром коры ольхи и лиственницы, брусничным соком, илом, суриком, путем продымливания, отбеливания, вымачивания. Ярко окрашенные материалы шли чаще всего для выполнения изображений и орнаментов, темные, золотисто-охристые служили фоном. У многих народов сложилась своя излюбленная цветовая гамма: золотисто-коричневая (эвены), черно-бело-красная (якуты), темно-охристокрасная (юкагиры), бело-коричневая (нганасаны), темные тона в сочетании с белым, красным и зеленым (обские угры, ненцы), самый широкий цветовой спектр (народы Приамурья и Приморья). Яркость и контрастность красок не случайны. С одной стороны, в них отразилась окружавшая мастериц природа (темные олени на белом снегу, зеленая трава у голубой воды), с другой – восполнялся недостаток красок в белой зимней тундре, заснеженном лесу, во время полярной ночи. Декоративно-прикладное искусство народов Севера богато и разнообразно: это мозаика меховая (а также мозаика из меха и кожи, меха и сукна), аппликация, роспись по коже, узорное вязание и ткачество, изготовление и декорирование изделий из дерева, бересты, кости, металла, плетение и др. Оно испытало влияние соседей в процессе взаимодействия культур. Так, под влиянием русских и китайцев распространились шелковые нитки и шитье ими у народов Амура, якутов. Узорное вязание носков, рукавиц ханты и манси заимствовали у коми-зырян. Из русской культуры пришла вышивка крестом. Изменились орудия производства, появились хорошие иглы (раньше шили костяными), ножи, ножницы, тесла, стамески, токарные и иные станки, краски, новые материалы (шелка, бархат).

При тесном соседстве групп народов в их декоративноприкладном искусстве сформировались общие и специфические черты. Так, можно выделить два очага художественной обработки бересты – обский (ханты, манси, селькупы) и амурский (ульчи, нанайцы и др.). По художественной обработке меха определились два направления – северосамодийское (ненцы, энцы, нганасаны, северные ханты и селькупы) и северо-восточное (чукчи, коряки, эскимосы, отчасти якуты, юкагиры). По бисерной отделке меховой и ровдужной одежды и обуви – тунгусский почерк обрел своеобразие у эвенков, эвенов, долган. По отделке меха цветными сукнами отличался север Западной Сибири (ненцы, ханты, манси). Вышивкой шерстью знамениты южные ханты и манси, аппликацией и шелковым шитьем – амурские народы, шитьем серебряными нитями – якуты.

Читать еще:  Утяжка лица текстильной куклы подробно: мастер класс с видео

Декоративно-прикладное искусство народов Севера со временем изменялось и развивалось. Не все приемы и способы украшения одежды сохранились до настоящего времени. В прошлое ушла техника народов северо-востока Азии, украшавших одежду и предметы быта узкими полосками прозрачной кожи из трахей, пищеводов собак, нерп, чаек, их переплетами через разрезы на темной коже или ровдуге. Утрачено и уникальное искусство эскимосов шить камлейки из кишок нерпы, их украшали кусочками шерсти детенышей моржа, окрашенными в красный и синий цвета, и каймой из птичьих шкурок. Сегодня об этой технике можно судить лишь по музейным экспонатам.

В художественные промыслы превратились в XIX веке ювелирное искусство якутов, резьба и гравировка по кости чукчей и эскимосов, плетение бисером у хантов и манси. В ХХ веке подобную трансформацию претерпели и другие виды декоративно-прикладного искусства (мозаика из меха и кожи, аппликация, шитье и плетение бисером, подшейным оленьим волосом, узорное вязание и др.).

Декоративно-прикладное искусство народов Севера.
методическая разработка (4 класс) по теме

Методическая разработка урока по внеурочной деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
dekorativno-prikladnoe_iskusstvo_narodov_severa.docx 28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Декоративно-прикладное искусство народов Севера.

Галлямова В.С., учитель начальных классов

город Лесосибирск, Красноярский край

1.Расширение представлений о декоративно-прикладном искусстве коренных народов Севера.

2.Показать индивидуальность, своеобразие и неповторимость произведений народно-прикладного искусства.

3.Учить применять изученную литературу о декоративно-прикладном искусстве народов Севера в собственных выступлениях и представлять работу на выставке.
4.Заинтересовать учащихся данным видом искусства и прививать любовь и гордость за край, в котором они живут.

1.Иллюстрации по теме, карточки.

2.Презентация «Декоративно-прикладное искусство народов Севера».

3.Выставка сообщений учащихся.

4. Географическая карта Красноярского края.

5.Записи с песнями и мелодиями северных народов. Звучат фоном на уроке.

6. Мини-выставка поделок, книг.
7. Компьютер, проектор для показа презентации.

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие по родному Красноярскому краю. Путь наш лежит на Север нашего края, где мы познакомимся с декоративно-прикладным искусством коренных народов Севера, (слайд 1).

Определите тему и цели нашего путешествия.

Составим план нашего путешествия, (совместно с учителем планируется предстоящая работа по теме с фиксацией на доске).

3. Работа с картой Красноярского края

– Кто сможет показать на карте России территорию Красноярского края? (Дети показывают.)

Учитель: Обширные территории, тянущиеся от Северного Ледовитого океана до просторов лесотундры и тундры – это северные районы Красноярского края. Что вы знаете и можете рассказать о природных условиях Севера? (Здесь холодный климат, продолжительная полярная зима и короткое лето, полярный день и полярная ночь.) С чем связаны такие природные условия? (удалённость от экватора…)

– Что же заставило людей, более двух тысяч лет назад, прийти в эти холодные неприветливые места и остаться здесь жить?

Вряд ли сейчас ученые точно могут ответить на этот вопрос. Ясно одно, что люди научились жить в тяжелых северных условиях, превратив природу в своего друга, приспособились к ней.

Красота этого северного края вдохновляет художников и поэтов на создание удивительных произведений.

4. Чтение учащимися стихов о Севере (Слайды 2–9)

Стеклянный звон,
Фонтаны льда над руслом,
Большой воды неукротимый гнев,
Как будто бы вверху оледенев,
Сиянье северное рухнуло, как люстра

Пейзажи Арктики бледны,
Порою вовсе не видны:

Стена тяжелых облаков
Срывает даль холодных льдов;
Свинцом налитая волна
Вздыхая, трется о края;
Громада-айсберг на воде,
Как мрачный замок на волне,
Суровым воином стоит –
Просторы снежные хранит;
В разрывах туч – луна в кругу,
Вещает близкую пургу;
Среди торосов чей-то след
Уже заносит вихрем след;
Рассвет утра сменяет ночь,
Так день за днем уходят прочь.

В безмолвном лагере царства льда –
Мороз, покой и тишина.

5. Беседа о жителях Севера

– Вспомните, какие коренные народы населяют Север? (Слайд 10)

На доске появляются карточки с названием народностей: эвенки, долганы, ненцы, энцы, селькупы, кеты, нганасаны. (Карточки размещаются на карте.)

Знаете ли вы, как переводится на русский язык слово «ненец»? (Человек).

– Большой интерес в настоящее время представляют быт, культура, искусство народов Севера. Почему? ( предположения детей)

Это малочисленные и даже исчезающие народности, старающиеся, во что бы то ни стало сохранить свой язык, культуру и неповторимое самобытное искусство и поэтому правительство нашей страны считает, что необходимо помочь им в этом, потому что эта культура – частица нашей общей культуры.

Когда люди с большой Земли впервые оказались на севере нашего края, многое в образе жизни, быте, культуре народов севера, казалось им чудным, диковинным, к примеру, их дом.

Сообщение детей о доме народов севера. Выступают в роли учителя. ( готовили сообщения заранее) Все выступления детей представлены как вариант.

Природа Севера очень сурова, но именно она научила его обитателей ценить и хранить тепло. Как? Придумали теплое жилье. Жилище коренных народов севера называется чум. Из чего и как делают чум? Буквально за считанные минуты устанавливаются шесты, которые жестко связываются в каркас. Конструкция эта покрывается оленьими шкурами, сшитыми в два слоя, мехом наружу, внутри очаг, на земляной пол укладываются циновки, шкуры. Топится железная печь или костер. ( слайд 11)

6. Народные промыслы

Учитель: – Какими промыслами занимаются северные люди? (Рыболовство, оленеводство, охота, прикладное искусство.)

– Что такое “прикладное искусство”? (Ответы детей.)

– “Декоро” в переводе означает “украшаю”, прикладное – имеющее практическое значение .Декоративно-прикладное искусство – это искусство украшения. Люди издревле стремились к прекрасному, украшали свое жилье, орудия труда, одежду, предметы быта, домашнюю утварь.

– Какие материалы для этого использовались?

Один из интереснейших народных промыслов – резьба по кости (Слайд 12)

Изделиями из кости украшали одежду, жилище. Из кости делали предметы домашнего обихода: трубки для курения, шкатулки, подчасники (Слайд 13.)

Удивительна связь оленя и человека. Олень- пища, транспорт, одежда, обувь.

Сообщение детей об одежде народов севера. Какую одежду носят? Народы Севера носили малицу из оленьего меха с капюшоном и рукавицами, более зажиточные предпочитали парку из оленьих шкур. Зачастую на малицу или парку надевали “ сорочку” из плотной материи для предохранения мездры от снега. Ноги от холода предохраняли чижи – чулки из мягких оленьих шкур, “кисы” — сапоги из оленьего меха . В тайге, в тундре долгой полярной ночью при тусклом светильнике, мастерицы шили одежду, украшали её, воссоздавали на мехе цветы ушедшего лета. Художественная обработка меха в прошлом была традиционным народным искусством Крайнего севера. Со времени глубокой древности освоили они мастерство обработки шкур нерпы, меха ценных пушных зверей, меха собаки, тюленьей кожи. (Слайд 14)

Виктор Кеулькут ( читают дети)

Надену я торбаса. (мягкие сапоги из оленьих шкур)

Он решительно сказал:

— Мама, дай мне торбаса.

Прежде чем идти из дому,

Я обуться сам хочу,

Ведь охотнику любому

Это дело по плечу…

Вот теперь порядок полный:

Я обулся сам – ура! –

Тундра – море, кочки – волны,

В путь – ни пуха, ни пера.

И вперед отважно мчится

Наш охотник в первый раз,

Но ведь надо же случиться –

Развязался вдруг торбас.

Поплюем-ка на ладони:

— Что ж, давай чинить мотор,

А не то мы все потонем,

Если вдруг начнется шторм…

Значит, снова все в порядке!

Сообщение группы о вышивке изделий . Одним из видов искусства была вышивка и изделия из бисера. Вышивкой покрывались рубахи, штаны, косынки, платки, рукавицы, интересны они тем, что сохранили орнаментальные мотивы, связанные с мифологией народа. В поверьях многих народов вышивка считалась магическим оберегом от зла и болезни. Традиции вышивания переняли народы севера, украшая предметы быта и одежду национальным орнаментом — это украшение или узор, основанный на повторе, чередовании составляющих его элементов. Основные мотивы для орнаментов человек находил в природе, знакомясь с различными видами орнаментов, мы узнаем в их рисунках обобщенные образы природных форм- листьев, цветов, зверей. Орнаменты северные народы так же берут из природы. Впервые бисер появился в Древнем Египте. Рукоделием из него занимались все народы. Как появился бисер на Севере? Купцы, скупавшие пушнину, привозили его на обмен .Не всякий бисер подходил для условий Севера, больше всего ценился фарфоровый .Вышитая бисером одежда как бы восполняла ту палитру красок, которых не хватало в природе, в быту.

Учитель: Орнаменты очень разные, но они состоят из геометрических фигур:

Квадраты – четыре стороны света;
Ромбы – земля (хотя очень похожи на плавающие льдины);
Треугольники – снежные горы или рябь волн океана;
Рогатинки (напоминают рога северного оленя) – источник богатства и благополучия.
Круги и кресты – символ Солнца.

Обратите внимание на солнечные розетки с бахромой, разбросанные по всему полю костюма. Это самые настоящие солнышки, но они не только выполняют оберегающую функцию, но и исполняют роль заплаток на тех местах, где шкура была испорчена.

Все узоры состоят из белых, серых, чёрных и коричневых фрагментов. Это – цвет меха северного оленя и полярных животных. Мастерицы знали секрет окрашивания этих материалов в другие цвета – жёлтый и оранжевый. Для окраски использовался отвар коры полярной ольхи.

Интересны названия цветов, используемые в орнаментах.

Чёрный – конномо;
Белый – багдамо;
Жёлтый – синамо;
Синий – чутума;
Красный – хулама.

Что же чаще всего изображали на одежде? Отгадайте загадку (загадывают подготовленные дети)

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все… (Солнце.)

Всех светлее, всех жарче. (Эвенкийская)
Золотая тарелка летит. (Долганская )
Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит.( Селькупская )

– Ещё с древних времён человек поклонялся солнцу. Объясните почему?

Люди раньше очень многого не знали про него. Для них это была тайна. Они думали, что солнце – это бог и поклонялись ему, просили о помощи.

На севере солнышко называют ласково – Хейро.

Солнцу посвящали мифы, сказки, песни, использовали его образ в орнаменте, для украшения одежды, жилья, изготовления талисманов.

Талисманы “Солнышко” символизируют достаток, любовь и благополучие в семье. Кулон подвешивали на бисерную цепочку или тесьму и дарили подарок близким людям. (Слайд 15.)

– Хотели бы вы тоже иметь такой амулет “ Солнышко”? Давайте его сегодня сделаем на уроке?

7. Практическая работа

– Давайте откроем учебник на с. 21. Рассмотрите украшения. Что можете сказать? (Украшения имеют круглую форму и напоминают солнце, используется бисер и мех.)

–Какие материалы понадобится для изготовления “ Солнышка” ? (вырезанный круг из картона, пластилин для основы, бисер, бусинки, мех, клее, тесьма. )Используется техника выкладывания бисера на пластилине.

8. Составление плана выполнения работы.

  1. Вырезать из картона круг.
  2. Нанести на круг слой пластилина.
  3. Придумать рисунок.
  4. Использовать технику выкладывания на пластилин бисера и бусинок.
  5. Закрепить шнурок.
  6. Представить работу

8. Выставка работ учащихся. Презентация работы

  1. Название поделки.
  2. Какие были трудности в работе.
  3. Для чего можно использовать ваше “ Солнышко”.

9. Подведение итогов урока.

10.Домашнее задание по выбору: подготовить выразительное чтение стихотворения о природе Севера современных поэтов и нарисовать к нему иллюстрацию, выполнить подобную работу « Солнышко» используя другой орнамент.

Развитие декоративно-прикладного искусства в условиях Крайнего Севера как творческая индустрия, формирующая уровень культурных запросов населения


___ Декоративно-прикладное искусство – самый близкий и понятный каждому человеку элемент культуры, потому что представляет собой весь мир предметов, созданных человеком для человека. Оно рождено народом в глубокой древности, живет и развивается вместе с ним в наши дни, являясь показателем культурно-национального своеобразия.
___ Традиционная северная культура выражает себя в бисерных вышивках, меховых мозаиках, деревянных идолах и костяной скульптуре.
___ На Таймыре декоративно-прикладное искусство в настоящее время проходит период возрождения и развития традиционных видов, которые издревле существовали у коренных малочисленных народов полуострова.
___ Почему возрождения?
___ Дело в том, что в начале 90-х годов произошел резкий упадок состояния традиционного декоративно-прикладного искусства, слом налаженной системы поддержки процессов народного творчества, существовавшей в советское время. Тогда в поселках округа закрылись совхозные сувенирные мастерские, что в свою очередь неблагоприятно отразилось на материальном положении и творческой работе мастеров.
___ Современный процесс культурной жизни в целом и работа Таймырского Дома народного творчества, в частности, нацелены на восстановление традиционных ремесел, исконные виды которых существовали у коренных народов Таймыра издавна. Это изготовление меховой одежды и обуви, необходимой бытовой утвари, художественная вышивка бисером, резьба по бивню мамонта, рогу оленя, дереву и др.
___ Тенденции культурных потребностей современного общества диктуют нам необходимость включения декоративно-прикладного искусства в развитие творческого сектора экономики.
___ Но сможет ли традиционное декоративно-прикладное искусство стать полноправной частью творческих индустрий на территории Таймыра?
___ Потенциал для дальнейшего развития всех традиционных видов декоративно-прикладного искусства на Таймыре очень велик.
___ Но наиболее популярным и востребованным в наши дни в сфере традиционного народного художественного творчества в районе является резьба по кости, поэтому мы подробнее остановимся на этом направлении.
___ Развитие и популяризация косторезного художественного промысла относится к одному из приоритетных направлений деятельности Таймырского Дома народного творчества.
___ Одним из основных и доступных способов развития этого направления стало создание в 1996 году при ТДНТ учебно-производственной мастерской резьбы по кости. С ее появлением произошли качественные изменения в косторезном творчестве Таймыра. Мастерская объединила вокруг себя многих талантливых резчиков по кости и стала центром косторезного искусства территории. К настоящему времени на ее базе сформировалась прочная художественная школа резьбы по кости, основанная на эстетических принципах традиционной культуры народов Таймыра. Сейчас штат косторезной мастерской Таймырского Дома народного творчества состоит из четырех мастеров. Необходимо отметить, что все мастера – представители коренных национальностей.
___ Специалистами учреждения ведется работа по учету профессиональных и самодеятельных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, которых в настоящее время на Таймыре зафиксировано 334 человека, из них 46 мастеров-косторезов.
___ Двенадцать лет на базе мастерской действует детская студия резьбы по кости «Мамонтёнок». Указом Губернатора Красноярского края в 2009 году студии присуждено почетное звание «Народная самодеятельная студия». Шестой год на базе ТДНТ проходят преддипломную практику студенты гуманитарного отделения Таймырского колледжа по специализациям «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
___ С 2007 года – Таймырский Дом народного творчества – член Ассоциации «Народные художественные промыслы России»
___ Учреждением ежегодно организуется Творческая лаборатория «Таймырская резная кость» для косторезов района, с целью проведения мастер-классов которой приглашаются мастера самых известных косторезных промыслов России, проводится зональный творческий конкурс на соискание премии им. Бориса Молчанова.
___ В результате работы Творческих лабораторий, проведения мастер-классов, обсуждений и дискуссий за «круглым столом» мастера получают новые навыки работы с костью, формируются общие интересы, рождаются новые идеи. Возникает готовность к сотрудничеству у представителей разных сфер творческой деятельности: мастеров, руководителей учреждений культуры и индивидуальных предпринимателей.
___ Вся эта работа направлена на зарождение инициатив и стимулов для развития народного творчества, вовлечение в современную действительность и использование его экономического потенциала. Эта деятельность ведет к зарождению творческого сектора экономики и развитию творческих индустрий.
___ Конечно, в условиях Крайнего Севера, с его удаленностью от культурных центров и отсутствием транспортных коммуникаций, развитие творческих индустрий пока может восприниматься как эксперимент, но без эксперимента, без вовлеченности в современную действительность никакая культура не может сохранять жизненные силы и обновляться.
___ В этом смысле творческие индустрии являются источником инноваций и делают изделия традиционного декоративного искусства конкурентоспособными, что необходимо для его выживания во времена яркого и дешевого «ширпотреба». Творческие индустрии в данном контексте имеют еще образовательные и воспитательные функции, формирующие уровень культурных запросов населения.
___ Развитие творческих индустрий в совокупности с развитием традиционных видов декоративно-прикладного искусства формируют несколько важнейших культурно-социальных аспектов:
___ 1. Культурная традиция (сохранение уникального национального культурного наследия),
___ 2. Социальная стабильность (занятость населения)
___ 3. Экономический эффект (рост выпуска традиционных видов сувенирной продукции, зарплата от реализации сувениров, создание предпосылок для культурного туризма)
___ Конечно, мы должны понимать, что творческие индустрии в декоративно-прикладном искусстве смогут развиваться на Таймыре только в том случае, если будут активно и грамотно использоваться навыки дизайна, маркетинга и создания «брэндов», а также контроля за качеством продукции.
___ И так, что нужно учитывать для успешного развития творческих индустрий в декоративно-прикладном искусстве и продвижения товара?
___ Как правило, сувенирная продукция традиционных промыслов и ремесел является продукцией с высокой добавленной стоимостью, покупатель такой продукции платит не за материал, а за нечто другое .
___ Так за что все-таки? Что необходимо учитывать?
1. Самобытность: изделие производится именно на этой территории, местными мастерами. В Туле хочется купить и увезти в гостинец близким именно тульский пряник, в Архангельске — щепную птицу, в Кирове – дымковскую игрушку, а на Таймыре – работу из бивня мамонта или рога оленя.
2. Аутентичность: подлинность исторических «корней» изделия. Важно максимально соблюдать подлинную технологию производства, и использовать традиционные, натуральные материалы. Каждому хочется увезти с собой интересное изделие местных мастеров, но никто не согласится платить деньги за меховую мозаику из искусственного меха.
3. Образовательный аспект: покупателям, в особенности, туристам, очень интересна информация о местных традициях, поверьях, обычаях, которая безусловно, будет способствовать их продвижению на рынке.
4. Креативность: при изготовлении и, главное, продаже изделий народных промыслов и ремесел необходим творческий подход. Тогда и обычная бусинка может превратиться в надежный оберег.
5. Талант, мастерство художника: азам косторезного промысла научиться легко, но для того, чтобы сделать из кости фигурку мамонта, на которой каждая шерстинка из кости — как живая — нужны многие дни труда и талант, заложенный в генах северного мастера.
6. Экологичность: редкие виды животных, занесенные в Красную книгу МСОП, должны быть исключены из использования в любых целях, в том числе и художественных. Предпочтение должно отдаваться использованию отходов оленеводства (рог, остатки шкур, замша и т.д.), а также палеонтологическому материалу – бивню мамонта.
___ На Таймыре эта система пока еще не отработана, ее только предстоит сформировать. И для того, чтобы оперативно включиться в нее, мы обращаемся к опыту работы наших коллег, учреждений, с которыми нас объединяет плодотворное сотрудничество и общие задачи – сохранение и развитие народной и культуры и природных промыслов. Это – Центр образования Саамского региона (г. Инари, Финляндия), где создана учебно-производственная мастерская по выделке оленьих шкур и изготовлению сувенирных изделий из этого материала и из рога оленя. А также Окружной Дом ремесел г. Салехарда, который в содружестве с канадскими мастерами осуществили совместный проект «Ямал – Северные территории Канады: сотрудничество в области развития творчества художников и мастеров, отрасли художественных промыслов и ремесел» в рамках программы канадско-российского сотрудничества по развитию Севера (НОРДЕП). Проект был направлен на создание централизованной системы производства, поставки и сбыта сувенирных и художественных изделий, эффективно функционирующей и приносящей ощутимую пользу и выгоду всем вовлеченным в данную систему сторонам. Эта система призвана наладить работу по схеме: мастер – галерея – покупатель.
___ Таймырский Дом народного творчества является не столько производителем товаров, сколько учебно-методическим центром и главным консультантом по вопросам осуществления деятельности по производству и продвижению сувенирной продукции. Совместно с Управлением культуры он являлся инициатором создания в конце девяностых косторезных мастерских в поселках округа: Хатанге, Сындаско, Карауле, а также детских косторезных студий при муниципальных центрах народного творчества. А до 2006 года – еще и гарантом материального оснащения этих мастерских. В 2004 году при методической поддержке ТДНТ была создана первая на территории частная производственная мастерская «Мукустур».
___ И все-таки на Таймыре полноценное развитие творческих индустрий осложнено труднодоступностью района, практически отсутствием туристических маршрутов и низким покупательским потенциалом населения. Главными потребителями продукции декоративно-прикладного искусства являются жители территории.
___ Но, несмотря на это, можно с уверенностью говорить как о свершившемся факте о зарождении такой институции на полуострове, как творческая индустрия в декоративно-прикладном искусстве.
___ И можно признать, что Таймырский Дом народного творчества играет важную роль, как в создании культурной идентичности Таймыра, так и в оживлении его экономики. Его деятельность в этом направлении совместно с Управлением культуры района открывает возможности для развития туризма на нашей территории.
___ Но подчеркну, что экономическая составляющая, обусловленная добавочной стоимостью, не является для нас главной. Первостепенной и основной для нас является культурная и эстетическая ценность изделий.
___ Ведь основной задачей учреждений культуры является формирование интереса, уважения и приобщения к народной культуре. Использование культурного потенциала традиционного декоративно-прикладного искусства в культурно-просветительском процессе способно существенно повлиять на сознание человека, поскольку оно объединяет в своем содержании художественное, познавательное и трудовое начало. А это – важное средство формирования многообразных творческих интересов у людей, способствующих разностороннему развитию представителей всех слоев населения.

1. Добжанская О.Э. «Возрождение народных промыслов и ремесел как основа развития национальных поселков. Доклад на Семинаре работников культуры и образования, Дудинка — 2002.
2. Лугинин С.А. «Традиционные промыслы и ремесла: главные критерии «сувенирности» как составляющие стоимости продукции», Салехард — 2010.
3. «Программа реализации основных направлений стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы». Официальный сайт Правительства Красноярского края.
4. Резолюция круглого стола «Новые пути и подходы развития промыслов и ремесел Таймыра», проводимого в рамках творческой лаборатории «Таймырская резная кость». Дудинка – 2008.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector