Тиснение фольгой своими руками: холодное тиснение, материалы и полная технология

Горячее и холодное тиснение фольгой своими руками

Для начала, следует определиться с терминологией: выражения «фольгирование» и «тиснение фольгой» звучат очень похоже, так что большинство считает, что означают они одно и то же. Это не совсем так — фольгирование применяется для единичных, уникальных, работ и выполняется с использованием ламинаторов или штампов, в то время как тиснения фольгой осуществляется с помощью специально изготовленного клише, которое позволяет поставить процесс на поток.

Виды тиснения

Различают горячее и холодное тиснение. При горячем варианте специально подготовленный штамп (клише) разогревают до необходимой температуры, после чего прижимают к фольге. Термоклеевой слой плавится, а в результате давления пресса для тиснения фольгой на изделии остается отпечаток. Этот способ достаточно широко используется в массовом производстве, хотя он и не подходит для тонких пленок, которые слишком быстро плавятся под воздействием высоких температур.

Материал, соответствующий требованиям холодного тиснения, должен содержать клеевую основу, разрушающуюся под воздействием ультрафиолетового излучения. Сам же процесс потребует следующего оборудования:

  • механизм, разматывающий фольгу
  • устройство, создающее рисунок с помощью УФ-лака
  • сушильная установка

Этот вариант очень помогает, когда исходное изображение растрировано и содержит большое количество полутонов.

Фольгирование в домашних условиях

Дома эту процедуру может выполнить любой человек, воспользовавшись ламинатором или утюгом — качество готового изделия зависит как от используемых материалов, так и от вашей опытности и навыков.

Для фольгирования с помощью ламинатора вам понадобится:

  • Лазерный принтер.
  • Ламинатор с большим рабочим давлением.
  • Матовая или глянцевая фольга.
  • Обычная бумага (лучше не использовать фактурную или декоративную бумагу — она слишком толстая, так что рисунки могут получиться с размытыми краями).

Теперь можно переходить непосредственно к фольгированию:

  1. Выберите устраивающий вас векторный рисунок или надпись. По возможности избегайте маленьких точек и тонких линий (например, кошачьи усы) — вряд ли получится выполнить работу качественно с такими сложными элементами.
  2. Распечатайте выбранное изображение.
  3. Теперь положите на распечатанную картинку лист фольги. Сверху накройте все это еще одним листом обычной белой бумаги.
  4. Всю эту конструкцию отправьте в ламинатор. Если на выходе получилось так, что материал не приклеился к рисунку — повторите операцию, вновь отправив листы в ламинатор.

Как видите, с помощью обычного, ручного ламинатора, можно выполнить фольгирование только на плоских поверхностях.

Преимущество фольгирования утюгом заключается в том, что утюг можно найти в любом доме, в отличие от ламинатора. Исходная картинка или текст подготавливается тем же путем. Фольгу расположите поверх отпечатанного рисунка, установите максимальную температуру на утюге и начинайте плавно водить раскаленной поверхностью по листу. Обычно для качественного фольгирования хватает пары минут такого разглаживания, но можете немного увеличить это время. Теперь дождитесь, пока материал остынет, после чего снимайте его излишки.

Если вы планируете защитить документы или продукцию от подделок, то лучше выбрать голографическую или дифракционную. Также можно применять магнитную или скретч-фольгу.

Если же поставлена задача облагородить продукцию, то вполне хватит металлизированной (золотой, серебряной или бронзовой), текстурной (в том числе и прозрачной) или цветной фольги (возможны глянцевые и матовые варианты).

Разнообразие материала

Все существующие варианты фольги для тиснения можно условно разделить на несколько категорий:

  1. Для плоского, рельефного и конгревного тиснения; текстурирования, гофрирования и комбинированного тиснения (назначение).
  2. Для плоского или ротационного штампа (вид используемого инструмента).
  3. Для тигельных, ротационных и плоскопечатных прессов (тип используемого оборудования).
  4. Для тиснения по металлу, бумаге, картону, пластику, коже, ткани; на лакированных, ламинированных пленкой или запечатанных поверхностях (вид материала).
  5. Для лашечных, штриховых или смешанных типов работ (тип работы).
  6. Фольга цветная, глянцевая, матовая, металлизированная, голографическая, магнитная, дифракционная, стираемая (вид слоя, на котором формируется целевое изображение).
  7. Для тиснения на переплетных крышках, открытках, этикетках, обрезах книжного блока, обложках, канцелярских товарах, пластиковых карточках, лотерейных билетах, банковских документах или оптических защитных элементах (вид изделия, на котором будет выполнено тиснение).
  8. Для различного давления и диапазона температур, а также для разной скорости выполнения процесса (способ выполнения тиснения).
  9. Для горячего и холодного тиснения (также известного, как припрессовка).

Чеканка на фольге своими руками

Чеканка — простая и эффективная техника, которую может освоить любой желающий. Для этой процедуры вам потребуются следующие материалы:

  • Подложка из плотного материала (толстый картон, древесина, пластик).
  • Мягкая подкладка (из более податливого материала — например, журнал или сложенная газета).
  • Алюминиевая фольга.
  • Подготовленный рисунок на обычной бумаге.
  • Любая палочка со скругленным концом (например, палочка для суши).

Итак, как сделать чеканку из фольги, имея под рукой все эти материалы: сложите вместе мягкую подкладку, слой фольги, плотную подложку и рисунок (именно в такой последовательности). Палочкой аккуратно вдавливайте верхний слой по контурам используемого изображения. Важно не переусердствовать с давлением, так как один-единственный прокол на поверхности испортит всю работу. Узор можно использовать любой: пунктирные линии, волны, точки — вы ограничены лишь фантазией. В работе обратите внимание на внутренние линии — это важно для придания объема рисунку.

Таким же способом можно обрабатывать и металлические поверхности — конечно же, потребуется тонколистовой металл, например, алюминий.

Как сделать тиснение фольгой в домашних условиях

Тиснение фольгой используется во многих сферах лёгкой промышленности при изготовлении сувенирной продукции, рекламных плакатов, открыток, обложек на документы, одежды и многого другого. Процедура фольгирования представляет собой покрытие любой поверхности блестящим металлизированным слоем.

Методы тиснения

Тиснение часто применяется дизайнерами интерьеров для стилизации мебели «под старину». Такой метод декора различных предметов берут на вооружение типографические компании, используя при этом дорогое оборудование. Но если делать фольгирование в домашних условиях, можно оперировать доступными подручными средствами и без особых затрат изготавливать эксклюзивные вещи ручной работы.

Различают несколько технологий в зависимости от материала, на котором производится тиснение.

На бумажной поверхности

Тиснение на бумаге не отличается особой сложностью. Его можно делать несколькими способами:

  1. С помощью ламинатора — это небольшое устройство, которое можно использовать и в домашних условиях. Промышленные ламинаторы мощные и рассчитаны на большой поток бумаги, домашние работают медленнее, но по качеству оттисков не уступают промышленным. Сама процедура ламинирования состоит в том, чтобы готовый узор или рисунок накрыть фольгой и ещё одним листом бумаги и аккуратно пропустить через ламинатор.
  2. С использованием бытового утюга, если приобрести ламинатор нет возможности. Для этого требуется положить лист матовой стороной к картинке и на среднем нагреве тщательно в течение 2 минут её прогладить.

Оба варианта тиснения фольгой в домашних условиях на бумаге работают только в том случае, если картинка была распечатана на лазерном принтере, т. е. для нанесения изображения использовалась порошковая краска.

На металле и дереве

Тиснение на металле и по дереву представляет собой более сложную процедуру, для которой требуется предварительное изготовление матрицы с готовым узором. На обрабатываемую поверхность накладывается лист фольги, а поверх него — свинцовая пластина для выколотки. Мастер, ударяя по рисунку через свинцовую подкладку специальным инструментом, выбивает нужный орнамент.

Чтобы сделать чеканку из металла своими руками, используют упрощённую методику, когда рисунок переносится на бумагу (можно использовать копирку или прозрачный лист), после пунктирными точками выбивается канфарником. Эта технология часто используется при изготовлении икон и портретов с имитацией золотого вкрапления.

Зная, как сделать чеканку из фольги, в качестве исходного материала можно использовать:

  • рулонное (для мягких изделий);
  • листовое техническое (для изготовления картин);
  • толстостенное пищевое сырьё (для производства тарелок и подносов).

На поверхности ткани

Фольгирование на ткань — достаточно простой и доступный способ украсить любую вещь. Фольга легко переносится на все виды ткани. В условиях фабрик и ателье используется специальный пресс для ее тиснения, в домашних условиях — утюг. Тиснение на ткани происходит по следующей технологии:

  1. На чистое и разглаженное изделие наносится рисунок (можно использовать мыло, карандаш).
  2. Узор или надпись хорошо прокладывают специальным клеем.
  3. Даётся 4−7 минут на подсыхание клея.
  4. На требуемый участок матовой стороной укладывается лист фольги.
  5. Накладывается пресс для тиснения фольгой.
  6. Остатки удаляются после охлаждения.

Вещи с принтами из фольги можно стирать в тёплой воде, используя обычные стиральные порошки.

Фольгирование на кожаных изделиях требует предварительного изготовления специального штампа из металла. Чтобы сделать оттиск из фольги её необходимо положить на кожу, разогреть с помощью утюга, а когда она нагреется прижать к ней заготовку на 30−40 секунд.

Виды фольги

Используемый вид зависит от выбранного метода тиснения. Различают холодный и горячий способ.

В домашних условиях фольга для горячего тиснения используется чаще всего. Именно её применяют при фольгировании утюгом. Она может быть разнообразных цветов, текстур и голограмм. Популярна фольга для горячего тиснения металлизированная, с имитацией золота, бронзы или серебра.

Также существует пигментный вид, он выглядит как плотная текстурная бумага и при нанесении на поверхность создаёт впечатление объёмной краски. Прозрачный вид обычно используют для создания глянцевых поверхностей.

В промышленной полиграфии также используется:

  • голографическая (её можно увидеть на упаковках дорогой косметики или лекарств, это своеобразная защита от подделок);
  • дифракционная — для печати по пластиковым изделиям;
  • текстурная — с имитацией различных орнаментов;
  • термохромная — меняет оттенок при изменении температуры окружающей среды;
  • скретч-фольга — наносится на предоплаченные карты пополнения для защиты от копирования.

Промышленное фольгированние выполняется с помощью профессиональных прессов и термопринтеров.

Холодное тиснение не предполагает воздействия высоких температур, а нанесение рисунка производится способом вдавливания или с помощью кримпера (небольшой валик с готовым орнаментом). Такая технология проста и подходит для изготовления поделок вместе с детьми.

Читать еще:  Георгины канзаши: делаем поделки из сорта натали

Для холодного тиснения подходит любой вид фольги для творчества, а также рулонная пищевая.

Тиснение фольгой в полиграфии

Тиснение фольгой, украшающее обложки книг, появилась еще несколько веков назад в Древнем Востоке. Применялось в основном на обложках для переплета, для создания слоя тиснения использовался только натуральный драгоценный металл – золото.

Так продолжалось примерно до XIX века, затем, были изобретены другие способы выполнения тиснения с применением других материалов. Они выглядели ничуть не хуже, чем золото, но стоили дешевле. До сих пор данную отделку можно заказать в любой типографии.

Задать вопрос

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

Обратная связь

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

Виды тиснения фольгой

Выделяют два типа:

Также, существуют два вида, при которых фольга не применяется, но о них позже. Главное отличие холодного тиснения от горячего – горячее применяют на предметах и материалах, способных выдержать высокие температуры, а холодное предназначено для материалов, которые неустойчивы к воздействию высоких температур.

В первом случае используется пресс, специальные штампы на стороне, где должна располагаться фольга, производится закрепление специального клише, выполненного из металла, нагревается от 120 до 150 градусов (зависит от типа материала), затем проматывается фольга. Рисунок или надпись остается в зеркальном отражении. Холодное тиснение фольгой производится с помощью ультрафиолетовой лакировки.

Фольгирование

Главное преимущество – более низкая ценная простота исполнения. Тиснение фольгой на бумаге несколько отличается, используются другие материалы в процессе. Главный инструмент для создания тиснения с помощью фольгирования – особый нагретый ламинатор. Изначально необходимый рисунок или надпись печатается обычным лазерным принтером, затем производится вставка фольги.

Ее приклеивают к тонеру при помощи заданной температуры. Но материал, на котором будет производится тиснение, обязательно должен иметь идеально гладкую поверхность. Использование возможно, в основном, на картоне или бумажных листах. Не рекомендуется для надписей и рисунков с изменением оттенков и мелкими деталями, выполненные холодным тиснением, они будут иметь плохое изображение, линии и другие фрагменты будут размыты.

Горячее тиснение фольгой

Качество используемых материалов определяют качество оттиска. Качество фольги характеризуется множеством факторов: лак, слой и качество производства. На цвет влияет мелкодисперсный слой, либо используемый пигмент. Фольга для горячего тиснения может быть разных цветов, по классике — золотых и серебряных, голографическая или перламутровая, с особыми текстурами.

Выделяют также матовую или глянцую. Но при выборе учитывается не только это, также светоустойчивость и стойкость к подобранному материалу. В каждом отдельном случае, в зависимости от рисунка и желаемых материалов, подбирается фольга в индивидуальном порядке в зависимости от указанных характеристик.

Горячий метод применим для очень большого разнообразия материалов, он имеет свой ряд преимуществ перед “холодным” методом. Самое главное преимущество – подходит и для неровных поверхностей. То есть, его можно использовать на выпуклых поверхностях и других покрытиях, которые не обладают исключительной гладкостью. Единственное требование – выдержка к горячей температуре.

Также, к горячему методу относят рельефное тиснение, которое само по себе разделяется на плоское и конгревное. Плоское может чаще применяется на толстых материалах и имеет 1-2 слоя, а конгревное подразумевает под собой тиснение, которое выполняется и для разных плоскостей, например, если выполняется на коже. Клише изготавливают из различных металлов: латунь, магний. Фольга для горячего тиснения немного дороже по цене, чем для холодного.

Одной из самых явных особенностей являются методы производства клише. Первый метод – травление, называемое также фрезерованием, и механический способ, называемый также гравированием. Перед непосредственно проведением процедуры тиснения, делается пробная версия, при которой используется выбранная фольга, и материал.

Еще одна особенность – использование штампов при нанесении, которые припрессовывают изображение. На выбор материала также влияет и тираж. Тиражи в 50-100 тысяч экземпляров чаще выполняются с использованием клише из меди. Медь хорошо использовать и при плоском рельефе.

Для более мелких тиражей, например, в 5 тысяч экземпляров, изготавливают клише из цинка. Существуют и различия по типу пресса. Стопцилиндровый используют для печатного пресса, ротационные позволяют делать высочайшую производительность, а тигельные используют при сложном рисунке с множеством линий.

Холодное тиснение фольгой

Сухое и мокрое. Указанные методы – самые современные среди вариаций тиснения фольгой холодным методом на данный момент. Главное отличие заключается в моменте, когда происходит активация клея. Сухое подразумевает выполнение процесса активации клеящего слоя до этапа припрессовки фольги. А при мокром, наоборот.

При мокром способе распознавать характеристики клея и подготавливать его проще. Сухое допускает недосушку или пересушку клея, это является минусом. Мокрый способ считается более удобным, но менее надежным из-за того, что она характеризуется высоким растаскиванием.

  • Обклейка;
  • Ламинирование;
  • Сушка клеящего слоя;
  • Отделение материала от фольги.

Таким образом проводится тиснение фольгой на бумаге самым быстрым и дешевым методом.

Давление и температура

Давление при производстве задается в зависимости от выбранного типа тиснения и других параметров, указанных выше. Оно нужно для надежного закрепления ключевого слоя материала, а также, при правильном давлении выполняется четкое воспроизведение мелких деталей на заданном эскизе при неглубоком тиснении.

Тогда регулировка давления работает по принципу: чем больше количество углублений и мелких деталей, чем тверже и больше поверхность, тем более высокое давление устанавливается. То же самое касается и поверхности, которую должен покрывать штамп и твердость поверхности. Они влияют на высоту давления. А температурные показатели, в свою очередь, влияют на пластичность. Чем больше показатель температуры, тем выше пластичность используемого материала.

Где применяют тиснение фольгой?

Тиснение фольгой на коже или других трудных материалах холодным методом применяется редко, чаще используется горячий. Но холодное тиснение используется очень часто на бумаге и картоне, особенно удобно использовать при производстве больших тиражей. При таком способе нанесения изображений не требуется нагрев штампов.

Процесс проходит гораздо быстрее, чем при горячем методе. Но самый главный минус – спектр материалов, которые могут быть использованы в разы меньше. Кроме того, плохо работает с поверхностями, которые имеют выпуклости. Такой тип работы выгоден экономически – низкая цена услуги.

Также, не требуется тратить время на подбор материала под заданные температурные параметры. То есть, подбор материалов и вид тиснения для работы выполняется только в зависимости от условий.

При холодном тиснении используется не пресс, а ультрафиолетовая лакировка и ультрафиолетовый клей. Использование такого метода стало доступным уже после создания специальных клеев и пленки, которые стало возможным использовать в любой типографии.

Слой клея наносится на слой определенного типа печати, когда выполняется ламинирование материала фольгой, слой металла переносится на ту часть полотна, которая уже обработана клеящим слоем, после, проводится отделение фольги от рисунка. Стоимость на холодное тиснение снижается с увеличением тиража. При крупных тиражах, цена на клише составляет одну из самых маленьких частей общей стоимости работы.

Расходными материалами, как уже стало понятно, являются клей и фольга. Самое востребованное, по-прежнему, считается тиснение золотой фольгой, которая выполняется в несколько слоев. Это основа из пленки, слой разделения, цветной слой и слой адгезии, нужный для соединения.

Для улучшения адгезии нередко используют специальный праймер. При этом, фольга для мокрого тиснения строго должна отвечать требованию – пропускать ультрафиолетовый слой. Клей наносится поверх красочного слоя, и необходимо следить, чтобы цветные слои и применяемый клей были совместимы.

Набирающий популярность вид фольги, голографический, применяется при создании современных оптических эффектов, а также выполняет защитную функцию. Кроме того, при холодном способе используется часто белая фольга на черном фоне, или черная фольга на белом фоне. Но самым популярным, безусловно, является тиснение золотой фольгой.

Тиснение без фольги

Блинтовое. При блинтовом тиснении применяется клише, используемое при горячем методе. В случае перегрева материала, продукция утилизируется, при этом происходят минимальные финансовые затраты. Блинт позволяет создавать максимально точные глубокие многоуровневые рисунки.

При особенной технологии блинт создается без использования прессов. Она применяется на ежедневниках и записных книжках. Альтернатива – тиснение фольгой на ежедневниках. Блинтовое тиснение также регулируется температурой и давлением, настраивается под используемый материал и тип предмета, куда наносится. Обладает не самой дорогой стоимостью и наиболее точном изображении, которое получается в итоге.

Конгревное. Конгрев подразумевает под собой создание выпуклого рисунка. При конгревном тиснении может использоваться фольга, а может и не использоваться. Метод заключается в создании 2 клише: подвергаемая непосредственно нагреву матрица, а также обратная сторона пресса, называемая контраматрицей.

Таким образом появляется заданное изображение. Осуществляется на пластичных материалах, в том числе, бумаге, картоне. С помощью конгрева изготавливают визитки, открытки, плакаты. Самую главную роль играют клише: они должны быть максимально высокого качества и иметь точные размеры.

Если используется фольга, то, сначала проводится ее нанесение, затем придание рисунку рельефа. Сам оттиск, выполняемый конгревом, выполняется не только в виде выпуклости, но и вогнутости. Горячее тиснение фольгой нередко путают с конгревным.

Преимущества тиснения фольгой

Высокая четкость изображения. Только при применении фольги можно добиться четкого и яркого изображения, которое украсит и обложку, и визитку, и открытку. Тиснение – это самый выгодный метод, при котором используются лишь новейшие технологии.

Броскость и яркость. Подходит для любого материала, тисненые рисунки и надписи бросаются в глаза и по-настоящему запоминаются.

Читать еще:  Одежда для барби своими руками: выкройка и схемы для начинающих

Привлечение внимания – эффективный метод рекламы. Тисненую поверхность приятно трогать руками, она всегда радует глаз. Поэтому на открытках и визитках используется тиснение. Эффекта, как от него, больше не добиться никакими способами печати и рисования.

Эффективность. Чтобы сделать рекламируемую компанию более солидной, на брошюрах, рекламных буклетах, визитках и другой полиграфии выгодно использовать тиснение.

Высокая скорость изготовления. У тиснения, как ни странно, высокая скорость изготовления. Даже самый большой тираж печатается в короткие сроки.

Долговечность. Если тиснение проводится на книгах или ежедневниках, то рисунок или надпись достаточно долго будут сохранять свой внешний вид, не изнашиваться и не стираться. Особенно на это влияет оборудование, которое работает по современным технологиям.

Цена. Достаточно низкие затраты на такую немаловажную деталь. Особенно выгодно заказывать тиснение больших партий товаров. Например, переплетов книг, ежедневников или блокнотов.

Сколько стоит тиснение фольгой?

Конечно, горячее тиснение фольгой в больших тиражах гораздо медленнее снижает свою стоимость на расходные материалы и штампы, в отличие от холодного. Но, опять же, оно имеет ряд преимуществ и более высокая цена в целом полностью оправдана качеством.

С помощью холодного невозможно выполнить, к примеру, тиснение фольгой на коже. Оно больше подходит для изготовления простых визиток или больших тиражей грамот и похвальных листов. Самым популярным, согласно статистике, является блинтовое и тиснение фольгой на бумаге.

Цены отличаются, но, в среднем, это 15 рублей за 1 лист при заказе тиража в 500 экземпляров. Конечно, можно заказывать не тиражами, а мелкими партиями поштучно или вообще 1 экземпляр. Такое делают в определенных случаях, когда печать нужна на каком-то одном предмете или бумаге, которые будут лишь в одном, либо нескольких экземплярах.

Сейчас ожидаются новые технологии, которые позволят проводить отделку на новых материалах и тратить меньше финансовых ресурсов. Спрос на тиснение фольгой на ежедневниках и других предметах по-прежнему растет, а значит, будут появляться более интересные совершенные рисунки и надписи.

Основная работа сосредоточена на осуществлении возможности выполнения холодного тиснения на расширенном выборе материалов. Горячее тиснение будет совершенствоваться, а холодное развиваться. Таким образом, услуги типографий по послепечатной отделке ближайшем будущем будут расширяться.

Холодное тиснение фольгой

Холодное тиснение — это недорогой процесс, который дает возможность улучшить оформление печатной продукции без значительного увеличения ее стоимости, помогая полиграфистам, которые не предоставляли ранее услуги тиснения, выходить на новый рынок.

До недавних времен у холодного тиснения фольгой была репутация сложной, но перспективной технологии, которую внедрить успешно удавалось лишь только единицам. С разработкой новых клеев и специальной фольги, в наше время, технология холодного тиснения доступна для внедрения во всех типографиях, которые располагают печатноотделочными линиями.

Холодное тиснение фольгой относится к разновидностям ламинирования. В процессе холодного тиснения приклеивают к запечатываемому материалу металлизированный слой специальной фольги.

Процесс холодного тиснения состоит из таких основных этапов:

  • нанесение на запечатываемый материал клея;
  • активация клея (сушка);
  • ламинирование материала фольгой;
  • деламенирование (разделение запечатываемого материала и фольги).

Способами высокой, флексографской, офсетной или трафаретной печати на полотно материала наносится клей. Когда происходит ламинирование материала фольгой, то ее металлизированный слой переносится на участки полотна, что покрытые клеем, затем делается деламинирование.

Ныне технология холодного тиснения осуществлена в двух вариантах: «мокром» и «сухом». При«мокром» тиснении активация (первичное отверждение) клея производится после припрессовки фольги, при «сухом» тиснении — до припрессовки фольги. «Мокрая» технология считается более перспективной, так как при «сухой» ламинации труднее установить параметры сушки (клей легко пересушить или недосушить), и существуют проблемы совместимости воднодисперсионных красок и клеев. Но есть и недосток у «мокрого» тиснения – это высокое растискивание.

У холодного тиснения фольгой есть свой плюс. Сравнительно с горячим тиснением у холодного отсутствует необходимость использовать нагретые штампы. Стоимость холодного тиснения характерно низкая, и времени для изготовления инструментов нужно немного(печатные формы на много дешевле металлических штампов, время, которое нужно для изготовления форм для разнообразных способов печати может составлять от нескольких минут до нескольких часов).

Также к характеристикам холодного тиснения можно отнести возможность нанесения металлизированного покрытия на термочувствительные материалы, в частности на ламинаты для туб и полимерные пленки , высокую скорость процесса тиснения (отсутствует потеря времени на прогрев материала штампом), простоту и высокую точность приводки изображения.

Недостатком холодного тиснения фольгой является особенность взаимодействия клея и запечатываемого материала. К холодному тиснению не относятся сильновпитывающие материалы, потому что крайне сложно создать на их поверхности клеевую пленку нужной толщины. Также к недостаткам технологии относится растискивание клея, что ограничивает разрешение тиснения.

При сравнении технологий необходимо обратить внимание, что при увеличении тиража стоимость оттиска, который получается методом горячего тиснения, уменьшается быстрее, чем стоимость оттиска, полученный методом холодного тиснения. Это объясняется тем, что стоимость штампа для горячего тиснения при крупных тиражах составляет только небольшую часть от общей стоимости заказа, а расход клея при холодном тиснении прямопропорционален тиражу.

Клей, формные пластины и фольга — расходные материалы при холодном тиснении. Очень часто клей с фотополимерных форм наносится в секциях флексографской и высокой печати. Для изготовления форм используют пластины высокой и средней твердости (тип запечатываемого материала определяет твердость).

Для холодного тиснения фольгой в основном применяются УФ — клея . В устройствах «сухого» тиснения используются УФ — клея с катионным механизмом отверждения, а в устройствах «мокрого» тиснения — УФ — клея радикального отверждения. Клей для нанесения флексографским методом должен иметь вязкость 13001500 спз, а для высокой печати — 50006000 спз.

Для того чтобы нанесение клея было беспроблемным, материал, что запечатывается, должен иметь поверхностное натяжение 3842 дин/см. Повышение поверхностного натяжения может осуществляться путем нанесения праймера или обработки полотна коронным разрядом.

Гладкость запечатываемого материала является очень важным параметром. При работе с гладкими подложками, к примеру с бумагами с покрытием или с полимерными пленками, достигают наилучших результатов. Как правило, чрезвычайно сложно на пористых, впитывающих клей материалах добиться хорошего качества тиснения. Нанесение праймера облегчит работу с подобными материалами. Чистота, то есть отсутствие пыли и грязи на поверхности полотна является важным требованием.

Прежде, чем нанести клей на красочный слой нужно удостовериться в их совместимости. При «сухом» тиснении по водно­дисперсионным краскам часто возникают проблемы плохой адгезии, так как они плохо совместимы с катионными УФ — клеями. Праймер помогает улучшить адгезию клея к краске.

Фольга для холодного тиснения – это многослойный материал, который состоит из адгезионного слоя, слоя мелкодисперсного металла или пигмента, слоя цветного лака, разделительного слоя и пленочной основы. Разделительный слой имеет толщину 0,10,3 мкм, он скрепляет основу фольги с остальными слоями и обеспечивает в процессе тиснения их разделение. Для того, чтоб это произошло, его когезионная прочность обязательно должна быть меньше адгезии металлизированного слоя к клею.

Фольга для «мокрого» тиснения обязана пропускать УФ — излучение, к фольге для «сухого» тиснения это требование не распространяется.

К устройству для холодного тиснения фольгой должно входить устройство проводки фольги, печатная секция для нанесения клея, сушилка и ламинатор. Сушилка при «сухом» тиснении должна размещаться между ламинатором и печатной секцией, при «мокром» — между точкой разделения полотен и ламинатором. Влияние на качество тиснения оказывают расстояния между ламинатором, печатной секцией, устройством разделения полотен и сушильным устройством. Их величина зависит от скорости движения полотна. Она может достигать 120 м/мин, а то и выше.

Путь полотна запечатываемого материала от печатной секции до валика, которое разделяет полотно, для стабилизации процесса тиснения следует делать прямым. Чем больше поворотов делает полотно и чем больше число лентоведущих роликов, с которыми контактирует, тем сложнее проконтролировать процесс тиснения.

Контроль натяжения полотен является важным условием высокого качества тиснения.

Ламинатор состоит из пары валиков, что не имеют собственного привода, один из которых имеет эластичную поверхность, другой — твердую. Рекомендуемый диаметр валиков — 5080 мм. Твердость эластичной покрышки валика составляет 8090є по Шору. Очень большое значение для качества тиснения имеет угол между полотнами перед их соединением. Предполагается, что он должен быть минимальным, но при этом полотна не должны касаться друг друга, потому что между ними могут остаться пузырьки воздуха.

Во многом скорость тиснения определяет мощность сушильного устройства. При «мокром» тиснении УФ — сушилка должна иметь увеличенную мощность (не меньше 120 Вт/см), так как фольгой поглощается часть света. Сушильные устройства следует использовать с регулируемой мощностью.

Разделение полотен выполняется с использованием стального валика с гладкой поверхностью. Рекомендуется валик диаметром 50 мм . Фольга от запечатываемого материала должна отделяться под углом 90є.

Ныне устройствами для холодного тиснения фольгой оснащают свое оборудование все ведущие производители узкорулонных печатноотделочных линий. Разработаны также универсальные устройства, что могут устанавливаться на машины всевозможных производителей.

Холодное тиснение фольгой перед типографиями раскрывает возможности отделки материалов, что раньше не металлизировались фольгой. Благодаря тому, что отсутствует необходимость изготовления дорогих штампов, а также легкость настройки оборудования, позиции горячего тиснения фольгой в секторе малотиражной продукции может потеснить новая технология. Дальнейшее развития холодного тиснения, наверняка, будет связано с удешевлением и совершенствованием фольги и клеев.

Технология холодного тиснения: новый способ отделки

Тиснение фольгой — один из самых эффектных способов отделки. Однако он весьма недешев, а для термочувствительных материалов вообще неприменим. Холодное тиснение с помощью УФ-лака — хорошая альтернатива.

Читать еще:  Вяжем коврики крючком: схемы как сделать из пряжи для дома

Cовременная этикеточная продукция в настоящее время зачастую приобретает характерную черту: ее полиграфическое исполнение чрезвычайно сложно.

Для изготовления высококачественной привлекательной этикетки заказчики и исполнители идут на самые замысловатые ухищрения. Это и применение специальных дизайнерских бумаг, и многокрасочная печать в 6-8 красок с использованием дополнительных (Pantone) или специальных красок (флуоресцентных, перламутровых, термочувствительных), и комбинирование нескольких способов печати, например, флексографии и ротационного трафарета.

Однако этикетку становится мало просто напечатать, необходимо провести еще целый ряд сложных отделочных операций, которые призваны обеспечить ей максимально привлекательный вид. Очень часто используют разнообразное лакирование, в том числе и выборочное, вырубку по сложному контуру, ламинирование и многое другое.

В настоящее время огромную популярность в производстве этикеток приобрело тиснение фольгой. Причиной является возможность придать этикетке прекрасный внешний вид, что на сегодняшний день играет решающую роль при выборе продукции покупателем. Фольга придает характерный металлический блеск, чего невозможно добиться, используя металлизированные печатные краски. Даже применение металлизированной бумаги или пленки не дает такого эффекта, которого можно достичь тиснением фольгой, а кроме того, при печати по металлизированным материалам возникает целый ряд дополнительных трудностей, с которыми тоже приходится считаться.

Сейчас для производства самоклеящихся этикеток в основном используются узкорулонные машины различных способов печати, которые обеспечивают весь спектр печатных и отделочных операций за один прогон. Для горячего тиснения фольгой на узкорулонных машинах устанавливают специальные секции. Тиснение в этом случае осуществляется с помощью нагревающегося гравированного латунного вала специальной полиграфической фольгой.

Данный способ отделки этикеток прекрасно зарекомендовал себя для производства больших объемов продукции, однако, его более широкое применение ограничено рядом серьезных недостатков:

высокая стоимость вала горячего тиснения, которая составляет 1,5-3 тыс. долл. в зависимости от размера и сложности рисунка;

длительное время изготовления и получения вала горячего тиснения (как правило, оно составляет не менее 1,5-2 недель со дня отправки заявки на изготовление — чаще всего за рубежом);

затраты на покупку самой секции горячего тиснения, которая используется не так уж часто, а стоит достаточно дорого, но ни для чего другого, кроме тиснения, использована быть не может;

при тиснении тонких и чувствительных к повышенной температуре материалов возникают существенные сложности.

Не стоит забывать, что к этикеточной продукции предъявляются очень противоречивые требования, поскольку, с одной стороны, этикетка не является самостоятельно продаваемым товаром — это лишь дополнение к основному продукту, а с другой стороны, любой товар должен быть снабжен максимально привлекательной этикеткой. Так как для производителя товара расходы на этикетку являются прямыми затратами, заказчик хочет сократить их до минимума. Естественно, при постоянных, повторяющихся тиражах в сотни тысяч этикеток затраты на вал горячего тиснения становятся незаметными и практически не влияют на себестоимость одной этикетки. Но что делать, если тиражи этикеток составляют всего 150-200 тыс. штук в год? Или когда нужно сделать пробный тираж, который составляет 10-15 тыс. этикеток? В этом случае стоимость вала будет выше всех остальных затрат на этикетку вместе взятых. Для таких случаев можно рекомендовать способ, который получил название .

Данная технология включает в себя нанесение на желаемый запечатываемый материал так называемого лака холодного тиснения — специально разработанного адгезива. Лак наносится с применением обычной фотополимерной формы во флексографской печатной секции, частично полимеризуется УФ-лучами, на него наносится фольга, после чего, уже в рулоне, в течение нескольких часов происходит окончательная полимеризация лака.

Для холодного тиснения фольгой могут использоваться специальные секции с регулируемой мощностью УФ-ламп, либо переделанные секции ламинирования. Причем специальные секции холодного тиснения могут использоваться как обычные флексографские.

Холодное тиснение фольгой имеет несколько преимуществ: для этой технологии, в отличие от горячего тиснения, не требуется отдельного оборудования; не нужен гравированный латунный цилиндр; маленькие тиражи экономически выгодны; отклонения совмещения легко контролировать.

Для процесса холодного тиснения фольгой используются обычные фотополимерные флексографские печатные формы, что и делает его более экономичным по сравнению с горячим. Кроме того, методом холодного тиснения фольгой могут без проблем обрабатываться чувствительные к воздействию температуры материалы. Однако имеет значение качество поверхности материала — она должна быть достаточно гладкой. По этой причине данная технология применима только для тиснения по пленочным материалам (полиэтилен, полипропилен и т. д.) или высокоглянцевой мелованной бумаге.

В процессе холодного тиснения быстро и эффективно получается высококачественное декорирование при оптимальной скорости. При горячем же тиснении используются дорогие латунные штампы, которые проходят нагревательный цикл, что замедляет процесс.

Помимо этого, тяжелый латунный вал, нагретый до температуры порядка 120-160°С (в зависимости от свойств фольги и скорости тиснения), после окончания печати тиража остывает 2-3 ч, прежде чем его можно будет снять, что иногда затрудняет подготовку к следующему тиражу, в то время как секцию, используемую под холодное тиснение, смывают обычным образом в течение нескольких минут.

Как правило, устройство устанавливается перед последними печатными секциями или же между двумя любыми флексографскими секциями. В печатной секции, используемой для холодного тиснения, сюжет наносится на полотно в виде частичного лакового слоя. В холодном тиснении фольгой может применяться специальный УФ-лак как с катионным, так и с радикальным отверждением. Давление в зоне контакта при этом регулируется таким образом, чтобы фольга как бы припрессовывалась к лаковому слою (материал и фольга прижимаются между двумя цилиндрами). Для качественного тиснения рекомендуется давление в 10-15 кг на квадратный дюйм. Наилучшие результаты получаются при применении прикатного валика из жесткой резины (с твердостью 85° по Шору А или выше) и стального валика противодавления. Затем лишняя фольга вместе с подложкой удаляется с помощью деламинирующего устройства.

В настоящее время предлагаются разнообразные виды фольги для тиснения (золотых, серебряных, других металлических цветов, в том числе разноцветные и голографические), которые производятся несколькими компаниями.

Металлизированная фольга для холодного тиснения состоит из следующих слоев:

лавсановая пленка толщиной 10-25 мкм;

специальный разделительный слой (0,1-0,5 мкм);

лаковый окрашенный слой (1-3 мкм);

слой вакуумно-распыленного алюминия (около 0,05 мкм);

адгезионный (грунтовый) слой.

За счет легкого отделения слоев фольга хорошо переносится на запечатываемый материал при высокой скорости тиснения.

Результаты тиснения зависят от характеристик печатающего и ламинирующего устройства печатной машины, а также от свойств лака, который был использован. Полное закрепление фольги при холодном тиснении происходит через 1-2 дня. Нанесенная таким образом фольга может быть покрыта лаком или каширована пленкой.

Количество нанесенного лака должно быть в пределах от 3 до 7 г/м2, в зависимости от гладкости поверхности запечатываемого материала. Чем она меньше, тем больше необходимо нанести лака. При печати по пленке наилучшие результаты получаются при использовании анилоксового вала с линиатурой порядка 140 лин/см и теоретическим объемом 7-8 см3/м2. Возможно применение вала и с более высокой линиатурой, но в этом случае возможны осложнения, в особенности при печати больших плашек, из-за недостаточной толщины лакового слоя. При печати поверх краски рекомендуется применять тяжелый анилоксовый вал с линиатурой порядка 100 лин/см и теоретическим объемом не менее 12-13 см3/м2 .

В отличие от красок лак мягкий и липкий, поэтому необходимо исключить его контакт с валами. Для этого секции сушки должны быть расположены на той же высоте, что и печатная секция. После этого материал должен немедленно поступать в секцию припрессовки фольги. Для полимеризации УФ-лучами необходимо использовать лампы среднего или высокого напряжения мощностью примерно 120 Вт/дюйм. Эта мощность эффективна при нормальной скорости работы. Необходимо, чтобы мощность ламп можно было регулировать для подбора оптимальных параметров и получения качественного тиснения.

Рекомендуется располагать УФ-лампу на расстоянии 0,4-0,65 м от устройства для тиснения. Чем выше скорость работы, тем больше должно быть расстояние.

Нормальная рабочая скорость печати и нанесения фольги — 45-70 м/мин. Однако в таких условиях процесс тиснения трудно контролировать и возможно появление брака. Поэтому работать на подобных скоростях можно только при соответствующем опыте в холодном тиснении. Необходимо помнить, что при слишком низкой скорости лак может быть переэкспонирован и его липкости будет недостаточно, чтобы обеспечить качественный перенос слоев фольги на поверхность запечатанного материала. При слишком высокой скорости лак не успевает полимеризоваться и достичь оптимальной липкости. Кроме того, до момента, когда фольга будет отделяться от подложки, проходит слишком мало времени. Желательно, чтобы после начального прижатия фольга двигалась вместе с запечатанным материалом ровно в течение некоторого времени под контролируемым давлением и натяжением (для лучшего приклеивания).

Ошибки и брак, возникающие при холодном тиснении, объясняются нарушением технологии или неправильно подобранными режимами. Низкое качество лака для холодного тиснения непосредственно отражается на переносе фольги на поверхность материала. Лак может стать неэффективным в результате высокой абсорбции на пористых материалах. Катионное отверждение замедляется химически несовместимыми веществами, содержащимися в покрытии или красках материала (карбонаты и амины). На практике лучшие результаты получаются, если поверхность материала запечатывается соответствующим праймером перед печатанием лака.

При использовании лака с катионным механизмом полимеризации можно столкнуться со следующими проблемами:

при относительной влажности выше 70% скорость полимеризации снижается. В этом случае необходимо снизить рабочую скорость машины или увеличить мощность ламп;

использование краски или лака на водной основе может отрицательно повлиять на процесс полимеризации из-за повышенного содержания влаги. Поэтому нельзя использовать УФ-лак с катионным отверждением для холодного тиснения этикеток, запечатанных водорастворимыми красками;

прежде чем лак будет нанесен на краску со свободнорадикальным механизмом полимеризации, она должна полностью высохнуть.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector