Плетение из бересты для начинающих: кубик и короб своими руками

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • скрапбукинг (264)
  • украшения для скрапа (44)
  • фоны (18)
  • имитация (10)
  • формы и молды (4)
  • лекала и трафареты (3)
  • вязание (127)
  • уроки вязания (67)
  • аксессуары (23)
  • сумочки (13)
  • вязание на машине (8)
  • обувь, носки (8)
  • зонтики, веера (6)
  • Красота (98)
  • уход за кожей (40)
  • уход за волосами (15)
  • мыло (10)
  • бомбочки для ванны (7)
  • уход за ногтями (2)
  • Полезные программы (93)
  • РУНЫ (43)
  • Хозяйке на заметку (35)
  • цветоводство (31)
  • шьем для детей (8)
  • интернет-магазины (4)
  • мыловарение и домашняя косметика (2)
  • для скрапбукинга (2)
  • история (3)
  • ремонт (1)
  • вязание для взрослых (271)
  • блузки, топы, туники (56)
  • свитера (31)
  • жилеты, жакеты, болеро (28)
  • платья, сарафаны (27)
  • головные уборы (17)
  • верхняя одежда (6)
  • юбки, брюки, шорты (6)
  • купальник (3)
  • вязание для детей (192)
  • платья, сарафаны (36)
  • головные уборы (21)
  • блузки, топы (14)
  • юбки, брюки, шорты (14)
  • кофты, свитера (10)
  • жилеты, жакеты, болеро (8)
  • верхняя одежда (2)
  • вязание для дома (67)
  • салфетки (25)
  • коврики (13)
  • скатерти (4)
  • покрывала, наволочки, подушки (3)
  • прихватки (1)
  • вязаные игрушки (32)
  • для детей (85)
  • здоровье (208)
  • ароматерапия (8)
  • женское здоровье (8)
  • детское здоровье (1)
  • одежда для кукол (39)
  • разное (47)
  • рецепты (876)
  • закуски (114)
  • выпечка, десерты (111)
  • напитки (88)
  • соусы, заправки для салатов, специи, маринады (68)
  • первые блюда (64)
  • блюда из рыбы, морепродукты (61)
  • блюда из молока, сыр (61)
  • салаты (47)
  • заготовки на зиму (46)
  • вторые блюда (36)
  • суши, роллы (32)
  • блюда из мяса (26)
  • субпродукты (17)
  • блюда из птицы (14)
  • для мультиварки (1)
  • Своими руками (1615)
  • декор для дома (161)
  • Морская тема (115)
  • к новому году и рождеству (95)
  • бисер, бусины (82)
  • Фотоальбомы (81)
  • цветы из разных материалов (77)
  • холодный фарфор, лепка (57)
  • блокноты (55)
  • рамки для фотографий (49)
  • панно (44)
  • из бумаги, оригами (35)
  • техника терра (26)
  • бутылки, графины, декор, вазы (26)
  • Топиарии (25)
  • конверты (19)
  • плетение из фольги (15)
  • квиллинг (14)
  • пейп-арт (11)
  • куклы из капрона (9)
  • магниты (9)
  • вытынанки (4)
  • куклы (3)
  • Обереги (2)
  • декупаж (44)
  • изготовление бумаги (75)
  • к пасхе (39)
  • комоды, коробочки, шкатулки из картона (146)
  • красивые мелочи из природных материалов (125)
  • мозаика (2)
  • открытки (23)
  • папье-маше (48)
  • плетение из газет (150)
  • трафареты (22)
  • узоры крючком и спицами (72)
  • улитки ахатины (4)
  • улитки виноградные (3)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Мастер-класс по плетению из бересты: Кубик-коробочка-оберег

Четверг, 10 Апреля 2014 г. 10:55 + в цитатник

Мастер-класс по плетению из бересты: Кубик-коробочка-оберег

Автор: Гольчикова Галина

Кубик-коробочка из бересты — древний славянский оберег, можно носить на шее. Считается, что если им «погреметь» как колокольчиком, то можно избавиться от негативного влияния

Очень давно для слушателей курса повышения квалификации ученик школы Бурчевского проводил мастер-класс по изготовлению такого кубика. Лежал он спокойно, «никого не трогая» в коробке с мелочевкой. И лишь его время от времени доставали, рассматривали и. просили научить изготавливать. Но вот, кажется время и пришло, к тому же и бересту, снятую с чурки, нам принесли ребята.

Процесс решила заснять, в этом мне помогала моя ученица.

Изготавливают кубик из бересты, которая практически не слоится. Нарезают 6 прямоугольников (2см х 4см) из куска необработанной бересты.

На фото: первый ряд одной стороной, второй ряд- другой стороной.=
Карандашом на каждой заготовке отчертить по 1см с обоих сторон.

Ножницами аккуратно прочертить по карандашу, для того, чтобы ровнее согнуть края.

По складочкам загнуть края.

Последнюю деталь лучше сделать вдвоем, конечно, можно справиться и одному.

Помещаем изготовленный кубик в емкость с кипятком.
Концы деталей скручиваются и лучше «обжимают» полученный кубик.

Лучше всего достать кубик такой ложкой, или вилкой. чтобы не обжечься. Дать стечь воде.

Аккуратно отогнув «заклепки», помещаем в кубик несколько горошин (5-7), и поправляем его.
Кладем на батарею обсохнуть (1-2 дня). За это время кубик высохнет и еще больше уплотнится.

Конечно, маленький кубик сделать труднее (на фото справа: дм- 1см, слева- 2см). Ну, никак не получалось выполнить, в последнюю минуту рассыпался. Применила хитрость: в нижней и боковых деталях сделала отгибы подлиннее на о,5 см. Когда же достала из кипятка: отрезала излишки.

Плетение из бересты для начинающих своими руками: мастер-класс с видео

Интересное плетение из бересты для начинающих — статья, которая поможет научиться основам работы. Как же часто хочется сделать что-то самостоятельно! Чтобы хвастаться родным, друзьям, когда они будут приходить в гости. Хочется поражаться тому, что смог это сделать лишь приложив усилия! Возникает вопрос: а что же сделать? Аксессуары сможет почти каждый, нужно что-то новое. Но зачем искать новое, если есть забытое старое? Плетение коры деревьев — это красивые изделия, выполненные с любовью.

Начало начал

Береста — это кора березы. На Руси ее использовали только в строительстве. В дальнейшем — для изготовления домашней утвари и различных поделок. Также наши предки делали крыши, летние домики, лодки, используя лозу и кору. В те времена в основном носили лапти, которые делали именно из такого материала. В те времена кожа стоила больших денег. Стояла проблема в водонепроницаемости, поэтому использовали березу. Такая обувь подходила для крестьян. Конечно, главным минусом было то, что по «мокрой» погоде в них не походишь.

В наше время изделия из того материала стоят дорого. Все из-за того что такой самобытный промысел теряет свое практическое применение.

Корзины из бересты использовала каждая хозяйка. Они подходили для сбора урожая, походов в лес за ягодами и грибами. Береста обладает свойствами, которые незаменимы для хранения продуктов. Вместо мешков для муки и круп использовали именно плетенки, потому что там не появлялись жучки-вредители. Ученые доказали, что сахар и сыпучие продукты хранятся лучше всего в них.

Ход работы

Попробуем сделать лукошко своими руками.

Для работы понадобятся:

  • кора березы (лента) 20 шт по 45 см;
  • острый нож;
  • для работы существует много ножей, которые отличаются по размерам, целям и формам. Используйте шило с разными стержнями, плоскогубцы и круглогубцы;
  • Плоское шило — кочелдык.
  1. Начнем плести полотно, имеющее прямоугольную форму. Возьмите четыре ленточки, которые будете пропускать через друг друга.

  1. Так начинается любое плетение. Получая нужный размер изделия, нужно сгибать вверх ленты. Стоит помнить, что материал очень прихотливый и часто скручивается. Технология раскручивания простая — продерните ленту в руке, используя край ножниц или ножа. Таким образом, лента скрутится в противоположную сторону. Вот такое дно получилось.

  1. Трудный этап — ручки для корзины. Схема для них представлена ниже:

  1. Возьмите алюминиевую проволоку, которая послужит каркасом для изделия. Образовали кромку, пропуская внутри проволоку. Начните с середине боков. Делайте кромку до середины короткой стороны. Сделайте место для выхода, образовав зубчик. Из его вершины должно выходить несколько концов проволоки. Следите за тем, чтобы первый от сплетенной кромки, а второй — для кромки второй стороны произведения. Помните, что концы должны быть длинными.

  1. Ручки соединяют оба бока корзинки. Сделайте кромку до конца, а потом оплетайте изделие вторым слоем.
  2. Рукоять можно сделать несколькими способами.

Способ 1.

Можно оплетать с помощью самой ленты. Такой способ быстрый и простой. Обматывайте две проволоки, образуя ручку. Ленту берите длинную, чтобы хватило на рукоять.

Способ 2.

Это плетение из 2-х лент. Техника заключается в размере лент. Их ширина уже лент изделия и возьмите одну длинную и узкую. Расположите ленты по сторонам от проволоки. Третью закрепите около основания, оплетая широкие ленты, закрепляя на противоположной стороне ручек.

Читать еще:  Аппликация из крупы для детей: шаблоны, картинки и мастер класс

Способ 3.

Самый сложный способ плетения. Верхнюю ленту нужно поделить пополам, переплетая меж четырьмя полосами.

Корзинка-короб неплохо смотрится с рукоятью — закладкой.

Обратите внимание! Нужно использовать четыре ленты, вплетая в основание ручки. Не забывайте о длине лент.

Теперь можно посмотреть на результат:

Такой мастер-класс прекрасно подойдет для новичков, потому что он довольно подробный. Это изделие может получить уровень сложности в две звездочки из пяти.

Многофункциональный друг

Для чего еще подойдет кора березы? Шкатулки, браслеты— их легко можно сплести из нее, даже не имя навыков и опыта. Все приходит со временем. Многие мастера, чтобы добиться успеха, годами учатся на благо своего дела.

Кубик — нужно использовать 8 лент по 30-40 см и шириной в 10 мм. Сувенир придется по душе любому человеку, особенно ребенку. Можно посмотреть пошаговое выполнение изделия.

Несколько советов: используя схему, внимательно следите за руками мастера. Во многих моментах нужно крепко затягивать ленты. Но не забывайте, что они хрупкие и могут порваться, сломаться, испортив все изделие.

Вот и результат:

В этой работе концы нужно аккуратно обрезать. Помимо этого ленту, которая встречалась на пути у другой, нужно обрезать, засовывая кончик во внутрь.

Не бойтесь! Старайтесь творить! Не всегда получается в первого раза. Как говорится, терпение и труд все перетрут.

Видео по теме статьи

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом

«И нет нам покоя! Гори, но живи!» — так пелось в известной песне. Мы конечно не «горим», а плетём, но покоя нам точно нет! Хотя, будьте предельно осторожны, береста очень легковоспламеняющийся материал!

Теперь-то уж я точно расскажу о тех заветных способах плетения из коры берёзы, которую называют «береста».
Расстались мы в прошлый раз, кажется вот на этом месте >>
Приступим, пожалуй! Закончив все приготовления, вооружившись ножницами и линейкой с карандашом, мы кладем перед собой чистый лист бересты, желтой стороной к столу, белой к себе.

Желтая сторона, это та, что была внутри берёзы.

На самом деле, внутренний слой (тот, что к дереву) может быть самых разных оттенков, и не только жёлтый:

Фрагмент, обозначенный «-» (чёрточкой) не пригоден для плетения, слишком широкие и часто расположенные бороздки, лента будет ломаться и цепляться.

Фрагменты обозначенные «0» (ноликом) болеют каким-то «неизвестным науке» грибковым заболеванием, пока не распрастраняющимся на человека, и потому совершенно безвредны, но плести из них тоже хлопотно.

Фрагмент обозначенный «*» (звёздочкой) как раз тот самый кусок «зимней» бересты с налипшим на неё кадмием. Годен в работу.

Береста — материал слоистый и желательно бы лист очистить до равномерно распределенного слоя, ну, если уж никак, то никак.

Нужно следить, чтобы коричневые черточки на бересте, которые называются «чечевички» или «устьица» располагались горизонтально. Чечевички — это поры через которые дерево дышит. И чертим по линейке полоски необходимой ширины. Чаще всего и наиболее удобно используются полоски по 1,5 см шириной. Здесь важно запомнить, что именно вдоль чечевичек и не наоборот.

Если нарезать поперек, то полоска будет очень хрупкая, станет рваться и вы не сможете работать.

Так вы режете вдоль волокон и полоска становится прочной, как кожаный ремень, кстати в старину бересту еще называли «лесная кожа».
Береста очень податливый материал и «нежный», поэтому любые отметины и царапины остаются на ней навечно и со временем темнеют. Поэтому вся разметка делается на белой стороне, которая будет внутри изделия.

Белая сторона, «улица», когда очищена от шелухи, пористая и впитывает все, любые прикасновения оставляют след, со временем кажется, что вещь будто засалена и смотрится это некрасиво. Поэтому её и прячут вовнутрь.
Теперь делаем «заплёт», то есть переплетаем в шахматном порядке необходимое нам количество лент, но только теперь желтой стороной к себе, а белой к столу.
Вот тут-то и предстоит выбрать способ плетения. Конечно, выбор делается гораздо раньше, в голове мастера, возможно еще тогда, когда этот лист бересты мирно шумит листвой в лесу. Просто с этого момента начинаются различия.

Прямое плетение
Этот вид плетения более древний и считается, что именно с него и началось вообще все плетение и не только из бересты. Он произошел тогда, когда одному из наших предков в голову пришла идея перекрестить две полоски чего бы там ни было, и продолжать их перекрещивать пока не вышло нечто путное. Для прямого плетения практически всегда берется четное количество полосок. Сделав дно нужного размера, туда ставилась болванка, остальные полоски поднимались кверху и плетение происходило по принципу любого плетения «полоска снаружи, полоска внутри».
Не поверите, Китай и тут преуспел, руководство по плетению:

Поднявшись на нужную высоту, мастер вынимал болванку и закрывал край изделия с дополнительной полоской.

Болванка нужна для соблюдения ровных углов.

Чаще всего так делались различные бутылочки.

На схеме можно понять принцип плетения.

Нехитрая домашняя утварь.

Солонички, например «утица» (утка значит) делалась уже без болванки, только крышка делалась из дерева, в виде пробки или головы уточки.

И схема плетения «утицы», вдруг кому надо:

Простота исполнения и небольшое разнообразие приёмов не позволяло сильно «раздухариться» в творчестве, поэтому предметы были сугубо бытовые, хотя если постараться можно было и пофантазировать.

Предметы из бересты настолько прочно вошли в быт, что использовались многими художниками для натюрмортов, например на картине Эдуарда Панова, на столе корзина именно прямого плетения.

Конечно, чаще всего и плелись корзинки.

Простая ручка была не очень прочная и носила скорее декоративный характер, а вот плетёная попрочнее.

Кстати, ступни делались смешанным плетением, потому как часть изделия плелась прямым способом, а часть «косым», край закрывался спереди, как в прямом плетении, а сбоку и сзади, как в косом. Возможно, сама необходимость изготовления большего количества разнообразных предметов, а соответственно появление новых методов и приёмов и выделила их в отдельный способ.

Косое плетение
Здесь можно говорить часами и километрами выкладывать фотографии. Все современные изделия делаются именно косым плетением. В принципе, не такое уж многообразие приёмов, но возможность их применения в различных комбинациях и лёгкость применения, породила такое разнообразие форм.
После «заплета», мы определяем расположение углов у будущего изделия и делаем их путем перекрещивания параллельно расположенных лент. Мудрёно? Вот схема.

Кто хочет, может обратиться к китайцам.

В обоих способах изделие плетут желтой стороной внутрь, белой к себе. Завершив край работы, остается только оплести изделие свободными полосками, чтобы оно везде было жёлтенькое. Плетя таким образом, внутренняя часть изделия сразу делается желтой и обплести нужно только снаружи, что не составляет труда. А получается вот что:

Иногда в украшении используют бересту белой стороной, но через несколько лет, если вещью пользуются ее уже не отличить от общего фона изделия.
Незабвенные корзины:

Даже сумка для ноутбука:

И многое другое.

А главное, игрушки!

Вот как-то так! Спасибо всем, кто заглянул! Рассказ об игрушках будет следующим в нашей темке.

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом

«И нет нам покоя! Гори, но живи!» — так пелось в известной песне. Мы конечно не «горим», а плетём, но покоя нам точно нет! Хотя, будьте предельно осторожны, береста очень легковоспламеняющийся материал!

Теперь-то уж я точно расскажу о тех заветных способах плетения из коры берёзы, которую называют «береста».
Расстались мы в прошлый раз, кажется вот на этом месте >>
Приступим, пожалуй! Закончив все приготовления, вооружившись ножницами и линейкой с карандашом, мы кладем перед собой чистый лист бересты, желтой стороной к столу, белой к себе.

Читать еще:  Вяжем крючком шапки: вяжем для новорожденного по видео урокам

Желтая сторона, это та, что была внутри берёзы.

На самом деле, внутренний слой (тот, что к дереву) может быть самых разных оттенков, и не только жёлтый:

Фрагмент, обозначенный «-» (чёрточкой) не пригоден для плетения, слишком широкие и часто расположенные бороздки, лента будет ломаться и цепляться.

Фрагменты обозначенные «0» (ноликом) болеют каким-то «неизвестным науке» грибковым заболеванием, пока не распрастраняющимся на человека, и потому совершенно безвредны, но плести из них тоже хлопотно.

Фрагмент обозначенный «*» (звёздочкой) как раз тот самый кусок «зимней» бересты с налипшим на неё кадмием. Годен в работу.

Береста — материал слоистый и желательно бы лист очистить до равномерно распределенного слоя, ну, если уж никак, то никак.

Нужно следить, чтобы коричневые черточки на бересте, которые называются «чечевички» или «устьица» располагались горизонтально. Чечевички — это поры через которые дерево дышит. И чертим по линейке полоски необходимой ширины. Чаще всего и наиболее удобно используются полоски по 1,5 см шириной. Здесь важно запомнить, что именно вдоль чечевичек и не наоборот.

Если нарезать поперек, то полоска будет очень хрупкая, станет рваться и вы не сможете работать.

Так вы режете вдоль волокон и полоска становится прочной, как кожаный ремень, кстати в старину бересту еще называли «лесная кожа».
Береста очень податливый материал и «нежный», поэтому любые отметины и царапины остаются на ней навечно и со временем темнеют. Поэтому вся разметка делается на белой стороне, которая будет внутри изделия.

Белая сторона, «улица», когда очищена от шелухи, пористая и впитывает все, любые прикасновения оставляют след, со временем кажется, что вещь будто засалена и смотрится это некрасиво. Поэтому её и прячут вовнутрь.
Теперь делаем «заплёт», то есть переплетаем в шахматном порядке необходимое нам количество лент, но только теперь желтой стороной к себе, а белой к столу.
Вот тут-то и предстоит выбрать способ плетения. Конечно, выбор делается гораздо раньше, в голове мастера, возможно еще тогда, когда этот лист бересты мирно шумит листвой в лесу. Просто с этого момента начинаются различия.

Прямое плетение
Этот вид плетения более древний и считается, что именно с него и началось вообще все плетение и не только из бересты. Он произошел тогда, когда одному из наших предков в голову пришла идея перекрестить две полоски чего бы там ни было, и продолжать их перекрещивать пока не вышло нечто путное. Для прямого плетения практически всегда берется четное количество полосок. Сделав дно нужного размера, туда ставилась болванка, остальные полоски поднимались кверху и плетение происходило по принципу любого плетения «полоска снаружи, полоска внутри».
Не поверите, Китай и тут преуспел, руководство по плетению:

Поднявшись на нужную высоту, мастер вынимал болванку и закрывал край изделия с дополнительной полоской.

Болванка нужна для соблюдения ровных углов.

Чаще всего так делались различные бутылочки.

На схеме можно понять принцип плетения.

Нехитрая домашняя утварь.

Солонички, например «утица» (утка значит) делалась уже без болванки, только крышка делалась из дерева, в виде пробки или головы уточки.

И схема плетения «утицы», вдруг кому надо:

Простота исполнения и небольшое разнообразие приёмов не позволяло сильно «раздухариться» в творчестве, поэтому предметы были сугубо бытовые, хотя если постараться можно было и пофантазировать.

Предметы из бересты настолько прочно вошли в быт, что использовались многими художниками для натюрмортов, например на картине Эдуарда Панова, на столе корзина именно прямого плетения.

Конечно, чаще всего и плелись корзинки.

Простая ручка была не очень прочная и носила скорее декоративный характер, а вот плетёная попрочнее.

Кстати, ступни делались смешанным плетением, потому как часть изделия плелась прямым способом, а часть «косым», край закрывался спереди, как в прямом плетении, а сбоку и сзади, как в косом. Возможно, сама необходимость изготовления большего количества разнообразных предметов, а соответственно появление новых методов и приёмов и выделила их в отдельный способ.

Косое плетение
Здесь можно говорить часами и километрами выкладывать фотографии. Все современные изделия делаются именно косым плетением. В принципе, не такое уж многообразие приёмов, но возможность их применения в различных комбинациях и лёгкость применения, породила такое разнообразие форм.
После «заплета», мы определяем расположение углов у будущего изделия и делаем их путем перекрещивания параллельно расположенных лент. Мудрёно? Вот схема.

Кто хочет, может обратиться к китайцам.

В обоих способах изделие плетут желтой стороной внутрь, белой к себе. Завершив край работы, остается только оплести изделие свободными полосками, чтобы оно везде было жёлтенькое. Плетя таким образом, внутренняя часть изделия сразу делается желтой и обплести нужно только снаружи, что не составляет труда. А получается вот что:

Иногда в украшении используют бересту белой стороной, но через несколько лет, если вещью пользуются ее уже не отличить от общего фона изделия.
Незабвенные корзины:

Даже сумка для ноутбука:

И многое другое.

А главное, игрушки!

Вот как-то так! Спасибо всем, кто заглянул! Рассказ об игрушках будет следующим в нашей темке.

Плетение из бересты для начинающих: кубик и короб своими руками

Одно из самых популярных бытовых изделий из бересты — корзина. Соревноваться в известности с корзиной может только лапоть. Данный мастер-класс посвящён особенностям плетения корзины из бересты.

Плетение прямоугольной корзины из бересты

Корзина — простая плетёная ёмкость с ручкой (или несколькими ручками), предназначенная для переноса и хранения вещей. Хотя в настоящее время в быту широко применяются различные сумки и пакеты, в лес за ягодами или грибами люди все ещё стараются ходить с корзинками.

В отдельной статье я уже рассматривал виды и назначение корзин, поэтому сейчас на этом не буду заострять внимание и перейду непосредственно к мастер-классу.

Корзину, которая предлагается для изготовления, я считаю эталонной. Дело в том, что мой неоднократно упоминаемый в статьях отец обеспечивал долгие годы жителей родного посёлка (и не только их) плетёной продукцией, как подобает ремесленнику. За это время выработалась технология плетения самой удобной, надёжной и красивой корзины. Я решил обнародовать полное точное описание этого изделия, как говорится «клетка-в-клетку».

Прежде всего стоит отметить две важные особенности такой корзины:

  1. Прямоугольная форма
  2. Двойная ручка

В отличие от традиционной квадратной формы берестяной корзины с одной ручкой по середине, данный вид обладает повышенным удобством эксплуатации:

  • Четыре точки крепления двух ручек позволяет распределить нагрузку на кромку при переносе тяжёлого содержимого.
  • Две широких ручки удобнее лежат в руке и позволяют нести корзину даже вдвоём
  • Плоская прямоугольная форма более компактна и значительно упрощает передвижение в чаще леса
  • Ручки корзины подвижны, их можно раздвинуть для удобства наполнения корзины или свернуть внутрь, уменьшая габариты

Впервые за все мастер-классы по берестоплетению мы изготовим изделие с прямоугольным донцем.

Размер полных ячеек для донца корзины 10*6. Это означает, что потребуется (10+6)*2=32 ленты для набора коврика. Ленты нарезаются в масштабе примерно 1:150 по соотношению ширины к длине, чтобы гарантированно хватило на полное оплетение корзины лицевым слоем. Наращивание лент до плетения кромки допускается, но не рекомендуется.

Размер корзины регулируется именно шириной лент, а не количеством. Так десятилитровая корзина получится при ширине лент примерно 15мм, если соблюсти предлагаемую высоту стенок.

При наборе коврика из большого количества лент требуется внимательно следить за плотностью плетения. Согнутые пополам ленты позволят равномерно набрать квадратный коврик симметрично относительно его центра.

Читать еще:  Подарки на новый год 2019 своими руками: как сделать оригинальные подарки с фото подборкой

Даже для прямоугольного донца требуется квадратный коврик. Прямоугольность достигается путём сдвига углов донца от середины стороны коврика к его углу. Чтобы получить сторону в шесть полных ячеек, от любого из углов коврика отступите в каждую сторону по шесть лент и в этих местах образуйте два угла донца. Аналогичные действия производятся с противоположным углом.

Убедитесь, что между углами получившегося донца располагается шесть и десять полных ячеек по короткой и длинной стороне соответственно.

Далее следует простой, но утомительный процесс набора стенок, то есть наращивания высоты изделия. В крупных изделиях с большим количеством лент набор стенок требуется проводить равномерно, чтобы лычки сами удерживали друг друга и не расползались. Применение зажимов будет только плюсом для повышения качества плетения.

Обратите внимание на форму ячеек — она должна быть строго квадратной при условии равной ширины всех лент. Изменение пропорций сторон клетки свидетельствует о неравномерной плотности плетения, что вызовет неминуемое искривление изделия.

Высота корзины 9,5 полных ячеек. Здесь можно допустить некоторое отступление от этого требования и сделать высоту меньше или больше, но я считаю, что такие пропорции идеальны.

На мастер-классе по плетению кружки мы впервые применили каркасное плетение, которое заключается в размещении внутри кромки проволочного каркаса. Для полноразмерной корзины каркас из мягкого металла не подойдёт.

Стальная проволока очень плохо поддаётся деформации и отлично удерживает форму при нагрузке. Отрезок нужной длины необходимо согнуть в овал по размеру открытой части корзины. Кромка оплетается поверх каркаса в обе стороны от середины отрезка проволоки.

Делается это прежде всего для того, чтобы при завершении кромки сомкнуть концы проволоки, стянув или разжав овал каркаса в размер. Кромка из бересты имеет фиксированный размер, а каркас должен подстроиться под него.

Ленты плотно затягиваются, чтобы скрыть металл и дальше наступает момент оплетения изделия лицевым слоем. Здесь не обойтись без кочедыка. В подобном крупном изделии этот процесс очень нудный и утомительный, но в результате плотность и прочность изделия возрастает с каждым слоем, продлевая жизнь изделия при интенсивной эксплуатации.

Идеально, если стенки и дно не будут деформироваться под тяжестью груза, чтобы не повредить даже самые нежные грибы и ягоды. Обратите внимание на фотографии, как же красива ячеистая фактура плетёного изделия!

Без ручек корзина тоже может иметь практическое применение в качестве стационарного хранилища, но наша корзина будет иметь две ручки, только прежде всего предлагаю изучить некоторую классификацию ручек.

Виды ручек для берестяных изделий

Можно классифицировать ручки по способу крепления или типу каркаса:

  1. Жёсткое (монолитный каркас)
  2. Петельное (составной каркас)

Жёсткое крепление является стационарным, когда сама ручка — неотъемлемая часть каркаса. Это классическое расположение ручки для квадратных корзин.

Петельное крепление подразумевает, что каркас ручки зацепляется петлёй за каркас кромки. Такое крепление делает ручки подвижными и в нашем случае их можно загнуть снаружи вдоль боков корзины в момент погрузки содержимого, чтобы не мешали.

Преимуществом жёсткого крепления является возможность полностью скрыть проволоку, тогда как при петельном соединении сама петля всегда будет видна. Смириться с этим можно в угоду функциональности.

Закрепление ручек петлями за ободок кромки производится симметрично с длинного бока корзины. Между местами зацепа должно быть шесть полных ячеек.

К видам ручек можно отнести три варианта оплётки каркаса, которые мне известны:

  1. Простая круглая ручка
  2. Ручка косого плетения
  3. Ручка прямого плетения

Простая круглая ручка представляет собой обвивание лентой бересты вокруг каркаса в несколько слоёв, пока не будет достигнута нужная толщина. Внутрь такой ручки поверх каркаса можно поместить ещё какой-либо материал для увеличения толщины.

Круглая ручка неудобная и скучная, поэтому я сам лично избегаю её применение. К тому же существует определённая неудобность закрепления концов лент оплётки.

Ручка косого плетения идеальна для жёсткого каркаса ручки, потому что может стать бесшовным продолжением стенок и полностью скрыть проволочный скелет. Корзина с такой ручкой смотрится просто, но монолитно. Плетение косой ручки выполняется по принципу «закладки», который мы изучали ранее.

Ещё изготавливаются ручки из цельных полос бересты, где применяется и клей, и резьба, и перфорирование с прошиванием, но такие виды не применимы в быту и годны лишь для сувенирной реализации.

Самым универсальным решением является плетение прямой ручки. Этот вариант подходит для любого каркаса, достаточно прочен, интересен и легко выполним, а также имеет несколько реализаций, с которыми я познакомлю вас ниже.

Технология изготовления ручки прямого плетения

Для детального рассмотрения пары вариаций ручек прямого плетения, я решил выполнить их «на стенде», отдельно от корзины. Для этого потребовалась медная проволока, разномастные полоски бересты и зажим.

Общий принцип ручки такого вида заключается в спиральном плетении длинной ленты бересты вокруг проволоки между слоями лент, проходящих сверху и снизу металлического каркаса.

Используется четыре слоя лент бересты по два с каждой стороны каркаса. Две внутренние ленты могут быть из низкосортной бересты и нужны только для придания толщины и плотности. Наружные ленты должны быть прочными и износостойкими.

Самое сложное в плетении такой ручки — начало и завершение плетения. Очень важно не допустить, чтобы соединения расплелись в ходе эксплуатации. В начале конец длинной ленты, которой будет стягиваться ручка по спирали (так и назову её — спиральная), нужно закрепить между слоёв ручки и обернуть её пару раз, плотно сжимая основание.

Дальше следует проплести связующую ленту между внутренней и внешней лентой на любой из сторон ручки. На выходе лента снова проплетается внутри между слоёв уже второй стороны ручки.

Дальше следует чередовать прохождение спиральной ленты внутри и снаружи каждой из сторон ручки, пока не будет получаться кромка, аналогичная прямой кромке прямого плетения.

Это было простое плетение в пять лент. Ручка в шесть лент значительно плотнее и симпатичнее, но подразумевает разделение внешней стороны ручки на две полоски, между которыми проплетается спиральная связующая лента по основному принципу берестоплетения.

При контрастном цветовом сочетании оттенков бересты можно получить интересный шахматный эффект, что очень выигрышно украшает изделие.

Для широких ручек может быть применено так же плетение из большего числа лент по аналогичному принципу.

Увеличить прочность торцов ручки можно путём сгибания наружных продольных лент таким образом, чтобы их загнутые концы зацеплялись за внутреннюю полоску. Этот приём немного увеличит толщину ручки у основания, но при этом предотвратит выпадение лент при нагрузке.

Если правильно вымерять момент сгибания наружных лычек — спиральная лента будет плотно зажата между ними и зафиксировать её конец не составит труда.

В любом случае плетёные ручки из бересты остаются ремонтопригодными, а материалы для ручки можно заменить на более современные. Например, для плетения ручек корзин из пластиковых бутылок отец применял упаковочную ленту, запасу износостойкости которой нет предела.

Заключение

Напоследок хочу сказать, что среди прочих естественных материалов для плетения корзин, береста, на мой взгляд, является самым удачным, если говорить о переносе ягод и грибов, благодаря своей лёгкости, прочности и экологической чистоте.

Сплести корзину собственными руками для себя или родных — занятие не из простых, но однозначно имеет и в настоящее время. Такой подарок может стать ценным для коллеги по работе, например, можете поверить мне на слово.

Вы можете всегда поделиться своими познаниями в области плетения корзин, воспользовавшись формой комментариев к статье, а на этом у меня всё, всем удачи и творческого вдохновения!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector