Вологодское кружево: мастер класс для начинающих и схемы

Как плести кружево

Вологодское кружево — самый известный и популярный вид русского кружева, плетенного на коклюшках (специальных деревянных палочках), зародилось в Вологодской области.

Отличительной особенностью вологодского кружева является особый орнамент, на котором четко отображены задумки мастерицы, и который, в свою очередь, окружен оригинальным фоном, украшенным звездочками и розетками.

Настоящее вологодское кружево, как я уже говорила, плетется на коклюшках. Этот процесс отличается особой сложностью и мастерством выполнения. Для упрощения создания современного кружева, мастерицы придумали вязание кружева крючком. Конечно, это больше имитация кружева. Но при строгом соблюдении всех правил вязания можно создать очень красивые и оригинальные кружевные полотна или элементы. Сейчас интернет пестрит разнообразием вязаного крючком вологодского кружева.

Вологодское кружево выплетается тесьмой. Ее называют «полотнянкой» или «вилюшкой». Плетение вологодского кружева очень напоминает плетение брюггского кружева. Для вязания тесьмы используются столбики с накидом и воздушные цепочки.

Мечта детства. Как я научилась плести вологодские кружева

Т.е. вяжутся несколько столбиков с накидом, в данном курсе я связала 4 столбика, и затем вяжется цепочка из 7 воздушных петель, после чего вязание поворачивается, и снова вяжутся 4 столбика с накидом. Число столбиков и воздушных петель может быть изменено в зависимости от Вашей задумки. При развороте тесьмы несколько воздушных цепочек собираются вместе, образуя оригинальный кружевной изгиб.

Используя такую тесьму, можно придумать разные орнаменты для создания кружевных моделей различного направления. Кружевом украшают юбки платьев, в том числе и свадебных, включают в различные фрагменты одежды, например рукав, пояс, декольте, а также моделируют очень красивое нижнее белье и свадебные аксессуары. Вологодское кружево очень востребовано для украшения интерьеров: это салфетки, скатерти, тюль, отделка постельного белья и все, что может прийти в голову.

Я записала подробный видео-курс вязания кружева из тесьмы или ленты. Посмотрев данный материал, Вы, с легкостью освоите принцип вязания кружева и сможете создавать красивейшие кружевные модели.

Вологодское кружево – это отдельное направление в создании кружев, отличающееся уникальной техникой комбинирования плетения из нитей и тканей при помощи специальных деревянных палочек — коклюшек. Его еще принято называть русским кружевом, потому что именно в России этот вид промысла достиг максимального уровня развития. Благодаря умению российских мастеров при помощи техники вологодского плетения удавалось получить настолько уникальные и неповторимые узоры, что многие кружевные изделия были признаны произведением искусства.

Сама техника плетения из нитей, которое мы знаем как кружево, зародилась не в России. Однозначно неизвестно даже, какая из стран может претендовать на звание прародительницы кружев. Но вот самые сложные и красивые кружева делали и делают именно в России, и этот факт никто не оспаривает.

Первые образцы кружев попали в нашу страну еще в XVI веке. Они завозились из Европы.

Вологодское кружево: мастер-класс, история, схемы и особенности

Но привозить кружева было не очень дешево, поэтому постепенно в России стали осваивать их производство. В те времена существовала тенденция производственной специализации каждой из губерний. Где-то целые села и уезды изготавливали самовары, где-то гармошки. В Вологде наладили кружевоплетение.

Началом промышленного изготовления кружев в Вологде принято считать 1820 год. Именно в этот период в деревне Ковырино, в имении помещицы Засецкой, что было всего в 6 км от Вологды, появилась первая кружевная фабрика. Вологда равноудалена от обеих столиц, в которых и был сосредоточен основной рынок сбыта кружев, поэтому это поспособствовало быстрому росту промысла в регионе.

Сначала кружевоплетение в основном было копией европейских образцов. Но, вскорости, проявился природный российский талант и тяга к искусству, и в Вологде стал появляться свой стиль и техника, которые давали российскими кружевам значительное превосходство перед европейским товаром. Поспособствовало росту промысла и отмена крепостного права в 1861 году. Теперь за работу кружевниц стали платить деньги и деньги не малые. Годовой доход мог составлять до 20 рублей, а в те времена для простого человека это была вполне приличная зарплата.

К 1893 году в Вологде работало около 4000 кружевниц, а уже через двадцать лет их количество возросло, более чем в 10 раз. Кружева использовались и для изготовления одежды, и для украшения интерьеров в качестве скатертей, салфеток и прочих бытовых мелочей. Стали изготавливать и целые картины, которые имели исключительно эстетическое предназначение.

Примечательно, что Советы сразу заметили перспективность Вологодского кружева и не уничтожили отрасль, а, наоборот, существенно ее развили, создав Вологодский кружевной союз, современные фабрики и даже профессиональную школу и художественную лабораторию. Уже в 1925 году советское Вологодское кружево получило престижную Золотую медаль на выставке искусств в Париже, а впоследствии не раз становилось обладателем многих международных Гран-при.

Производство кружев в Вологде существует и сегодня. Правда, в основном оно имеет художественную, нежели практическую направленность. Но это связано, в основном, с тем, что кружева, плетенные вручную, довольно дороги и покупаются лишь в исключительных случаях.

Вологодские кружева знают во всём мире. Они неоднократно получали на различных международных выставках высшие награды.

Вологда – наиболее известный центр производства кружева в России. Вологодское кружево – один из видов русского кружева, плетёного на коклюшках.

Из истории вологодского промысла

Но откуда пришёл на Вологодскую землю этот промысел – не совсем ясно. Называют Голландию, Испанию и Германию возможными родоначальниками кружевоплетения. Однозначно, что кружево зародилось в Европе, а в первой четверти XIX в. оно уже существовало на Вологодской земле как промысел. Хотя плести кружево здесь начали очень давно – примерно в XVI-XVII вв. Но мода – сильный двигатель прогресса. И если в Европе стали украшать бельё кружевами, то им тут же стали подражать и в России – наша страна всегда была богата талантами. Во многих помещичьих усадьбах создавали свои маленькие «фабрики», где плели кружева и отправляли их модницам в Москву, Петербург.

В. Тропинин «Кружевница»

Недалеко от Вологды помещица Засецкая также организовала такую «фабрику», где выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья. Постепенно этот промысел переместился «в народ», это дело постепенно увлекало других и расширялось. Мастерицы во всех уголках страны стали изобретать свои узоры кружева.

В 1928 г. в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц, а в 1935 г. – художественная лаборатория при Вологодском кружевосоюзе.

Долгое время (почти до середины XX в.) преобладало мерное кружево для отделки белья. Позднее основными стали штучные изделия: дорожки, салфетки, нарядные воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки, перчатки и пр.

В 1960 г. было организовано Вологодское кружевное объединение «Снежинка». Ассортимент изделий этого объединения достаточно велик (более 300 наименований): мерные кружева, покрывала, салфетки, занавеси, а также уникальные выставочные образцы по эскизам художников.

Музей кружева в Вологде

В 2010 г. в Вологде открылся Музей кружева. В основной экспозиции представлены более 500 предметов, рассказывающих об основании и развитии этого традиционного художественного промысла Вологодчины.

Но увидеть дивные экземпляры вологодского кружева можно также в Вологодском музее-заповеднике, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, а также в музее кружевной фирмы «Снежинка».

Как создаётся кружево

Так создаётся кружево

Кружево плетётся на коклюшках (деревянных палочках). Коклю́шка – деревянная катушка с ручкой, на которую наматываются нитки для плетения кружева. Верхняя утолщённая часть коклюшки называется головкой коклюшки, затем идёт шейка-катушка и ручка. Плетение на коклюшках также называют «подушечным кружевом».

Коклюшки могут быть изготовлены из дерева, пластмасс, слоновой кости, но чаще всего они всё-таки деревянные (из берёзы, клёна, бука, ясеня, рябины, яблони и других пород дерева). Коклюшки должны быть гладкими, твёрдыми, прочными и устойчивыми к образованию заусенцев. Размер, форма и вес коклюшек зависят от техники плетения, используемых нитей, а также индивидуальных предпочтений кружевницы.

Кроме коклюшек, для плетения кружева необходимы другие инструменты: подставка (станок), подушка (валик), рисунок кружевного узора (сколок), булавки.

Станок для кружевоплетения

Для плетения кружев используют хлопчатобумажные, шёлковые, льняные, шерстяные и капроновые нитки. Типичный материал для вологодских кружев – лён, отбеленный или суровый.

Научиться плести кружево достаточно сложно. Сравните, например, плетение кружев с вязанием. При вязании используется всего одна нить, а при плетении кружев – множество нитей, до 60 и больше. Каждая нить наматывается на отдельную коклюшку. Мастерица (её называли «плетея») закрепляет нить на коклюшке, кладёт её себе на колено и несколько раз катает, пока нить не займёт специально отведённое для неё углубление.

Куфтырь (набитый соломой матерчатый барабан) укрепляют на специальной подставке, предварительно обернув бумажным сколком. Именно в нём и хранится секрет мастерицы – неповторимый рисунок. Вставляя в дырочки на сколке булавки и перекидывая коклюшки, плетея переплетает нити. Как компьютерная перфокарта задаёт программу вычислительной машине, так и простой бумажный сколок заранее определяет кружевной узор. А создают узоры художники по кружеву – существует такая редкая специальность.

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток. В XVII в. кружевницы осваивали методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волочёной проволоки или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью.

Вологда всегда была одним из главных центров русского кружевоплетения, а в XIX в.

Осваиваем плетение на коклюшках

стала самым знаменитым. Именно тогда мастерицы начали плести узоры в виде нежных звёздочек-снежинок. Вологодское кружево напоминает узоры инея на стекле, которые исчезнут под первыми лучами мартовского солнца. Или похоже на тончайшую паутину, которая порвется от малейшего дуновения ветерка.

Читать еще:  Обувь своими руками: выкройки и мастер класс

В прежние времена невесты сами плели кружева для приданого. К приезду жениха дом украшали кружевными «постилальниками» и особыми полотенцами – «убрусами».

В настоящее время изделия вологодских кружевных фирм очень востребованы. Это удивительное творение фантазии и кропотливого труда никого не оставляет безразличным. Вологодское кружево известно по всему миру своим изяществом, красотой и изысканностью, сложностью плетения и оригинальностью рисунка.

Плетение на коклюшках кружева, схемы для начинающих

Плетение кружева — древний и востребованный вид рукоделия. До сих пор неизвестно, где и когда оно появилось. Самые древние ажурные ткани были найдены при раскопках захоронений Египта. Считается, что это искусство попало в Европу с Ближнего Востока и развивалось в разных направлениях. Сейчас наиболее известны кружева в технике плетения на коклюшках, фриволите, вязание.

История бобинного кружева

Родиной коклюшечного или, как его ещё называют, бобинного кружева, по праву считается историческая область Европы под названием Фландрия. Именно здесь в эпоху Возрождения появился этот вид ремесла и был доведён до совершенства. Географические открытия и налаживание торговых связей с далёкими и не очень странами разнообразили моду роскошными тканями и фасонами.

Кружевная отделка стоила неимоверно дорого, считалась признаком богатства и высокого социального положения. С её помощью любая одежда выглядела роскошно. Такие детали можно было отпороть и применить в другом туалете. Даже среди королевских особ кружево передавалось по наследству и считалось ценным свадебным подарком даже в XX веке.

Знаменитое подвенечное платье первой супруги принца Чарльза Дианы было украшено винтажным кружевом, полученным королевой Елизаветой II от её бабушки Марии Текской, жены короля Великобритании Георга V. О предшествующей судьбе этого произведения рукодельного искусства неизвестно.

Город Брюгге

Это старинный город находится в тихом уголке современной Бельгии. Раньше в здесь пересекались основные торговые пути, стекались и уходили караваны, связывавшие Европу, Азию, страны Востока и Африку. Коммерция шла настолько бойко, разнообразные ремесленные производства росли и ширились.

Здесь сформировалась и к середине XVIII века окончательно оформилась не только бобинная техника кружевоплетения, но и целая отрасль со своими школами, мастерскими и дистрибьюцией. Немалую роль она сыграла и в социальной сфере общества. В школы при монастырях на полный пансион принимали сирот, давая не только профессию, но и начальное образование.

Упадок произошёл в XIX веке в связи с бурным развитием капитализма и, как следствие, внедрением машинных способов производства в текстильной промышленности. Активное строительство железных дорог способствовало изменению логистики грузоперевозок, и Брюгге оказался на периферии торговых маршрутов. Цена на кружево упала.

Повороты судьбы

Все эти перипетии изменили не только подход к производству, но и структуру потребления. То, что раньше могли позволить себе только состоятельные граждане, стало доступно широким слоям населения. Это способствовало небывалому всплеску моды на кружевную отделку. Более того, появился спрос не только на готовые изделия, но и на обучение технике плетения.

Отношение к одежде и аксессуарам резко изменила Первая мировая война, ставшая катастрофой для всей Европы. Уровень жизни резко упал. Работающая женщина перестала быть исключением. Изысканные наряды сменились удобной и нетребовательной в уходе одеждой, а рукоделие ограничилось освоением самых простых приёмов.

Но брюггским мастерам удалось сохранить своё искусство. Этому способствовало бурное развитие туризма. Прекрасный старинный город, улочки которого сохранили вид и запах позднего Средневековья, как магнитом тянет путешественников со всего мира. Товары маленьких магазинчиков разлетаются как горячие пирожки. В них широко представлен текстиль с мелкой кружевной отделкой. Однако приобрести сложное изделие можно только по предварительному заказу и за внушительную сумму.

В городе работает профильный музей, в котором представлены прекрасные образцы, сколки для кружевоплетения на коклюшках, все схемы знаменитых узоров. Также проводятся ярмарки и мастер-классы вязания на коклюшках для начинающих.

Русский компонент

Производство бобинного кружева появилось в северо-западных регионах России на рубеже XVI — XVII веков. Этому способствовали торговые связи с Европой ещё со времён Ганзейского союза. Сохранившиеся образцы старинной женской одежды часто имеют кружевную отделку. Однако, в то время подобное ремесло не носило массового характера.

Как это могло быть, можно посмотреть в фильме «Россия молодая», где показано рабочее место жительницы Русского Севера по имени Таисия в исполнении Александры Яковлевой. Девушка считается хорошей мастерицей, успешно продаёт перекупщикам своё творчество и зарабатывает не хуже любого рыбака.

Этот вид рукоделия перестал быть точечным и перешёл в разряд промысла только в XIX веке. Тогда же сформировались известные до сих пор традиционные центры кружевоплетения в следующих городах:

Центрами ремесла в те времена были мастерские при помещичьих усадьбах. Их продукция пользовалась огромным спросом в обеих столицах и других крупных городах. Крепостные мастерицы в основном копировали европейские плетёные узоры. После отмены крепостного права рукоделие широко распространилось среди крестьянского сословия и стало народным искусством.

В XVIII веке в Петербурге была создана Мариинская школа кружевниц, художницы которой много сделали для создания русского стиля. По имеющимся данным, с 1880 по 1912 год количество вязальщиц в Вологодской губернии с 4 000 увеличилось до 40 000. В советское время традиции были поддержаны и преумножены. Для рукодельниц открылись профессионально-технические училища, работавшие на базе производственно — художественных объединений.

Традиции не утеряны и живут до сих пор. В Вологде работает предприятие «Снежинка», а в 2010 году открылся музей. В нём представлены лучшие образцы старинного и современного бобинного кружева. Здесь можно увидеть скатерти и занавески, салфетки, тесьму и всевозможные предметы гардероба, сделанные руками местных мастериц. Неизменной популярностью пользуются экскурсии и уроки плетения кружева на коклюшках для начинающих.

Материалы для изготовления

Процесс плетения сложен, требует внимания, терпения и некоторых затрат на средства производства, которые можно приобрести в магазинах для рукодельниц. Перечень невелик:

  1. Сколок — технический рисунок с нанесёнными линиями узора, в точки пересечения которых втыкаются булавки.
  2. Портняжные булавки.
  3. Валик (бобина) — подушечка круглая, плоская или вытянутая в зависимости от традиции или формы изделия.
  4. Подставка под валик.
  5. Коклюшки — деревянные палочки в виде колышков, на которые наматываются нитки.
  6. Нитки.
  7. Крючок.

Благодаря множеству книг любой желающий может научиться плести кружево. Увлечение может стать не только приятным, но и полезным — этот вид рукоделия по-прежнему пользуется спросом и хорошо оплачивается. Интернет открывает доступ к секретам коклюшечного кружева, схемам и сколкам, раньше доступным только в крупных центрах производства.

Всемирная паутина открыла возможность виртуально посещать курсы плетения на коклюшках для начинающих и стать настоящим мастером не выходя из дома.

Плетение на коклюшках для начинающих: мастер-класс, схемы и рекомендации

Старинный вид народного искусства – плетение на коклюшках. В России не сразу это рукоделие называлось кружевом. Изначально это слово применялось к любой отделке, которой украшали изделие вокруг по краю. Плетение изделий на коклюшках было привезено в Россию из Европы в семнадцатом веке. Тогда и слово «кружево» закрепилось за изделиями, сплетёнными на коклюшках.

Виды кружевных изделий

Кружева могут быть или мерными, или штучными.

Первые из них измеряются в метрах. Они бывают узкими (1-3 см), средними (до 6 см), широкими (более 6 см). Кроме этого, мерное кружево различают по форме:

  1. Прошва имеет с обеих сторон узкий край.
  2. Аграмант с обоих краёв зубчатый.
  3. Край с одной стороны зубчатый, а с другой — ровный.

Штучное кружево представляет собой законченное, целое изделие: скатерть, занавесь, накидку, жакет, жилет, боа, шарф, воротник, манжеты, салфетку и т. п.

Техническое оснащение

Плетение на коклюшках начинается с подготовки инструментов и приспособлений. Их не так уж и много:

  1. Валик. Его можно сделать самостоятельно. Для этого нужно взять кусок плотной ткани. От размера куска будет зависеть, большой или маленький получится валик. Для начинающих самые удобные с размером 40 Х 60 или 60 Х 80 см. По длинным сторонам у него делается подшивка шириной 2 см. Короткие стороны сшиваются, и получается цилиндр. В подшивку с одной стороны продевается шнурок и затягивается. Далее валик набивается наполнителем. Это может быть поролон, сено, опилки. После чего его следует накрыть картонным кружком и затянуть вторую подшивку. Валик готов.
  2. Подставка. Она нужна для придания устойчивости валику. Её можно сделать из прямоугольного куска поролона. Две противоположные стороны следует скрутить и закрепить, чтобы в середине образовалась ложбинка, в которую можно будет уложить валик.
  3. Коклюшки для плетения кружева это деревянные палочки, у которых имеется «шейка» для намотки ниток.
  4. Булавки. Нужны для закрепления переплетённых нитей. Их должно быть много, не менее ста.
  5. Вязальный крючок. Используется для сцепления нитей.
  6. Сколок – рисунок, на котором точками показаны места, в которые вкалываются булавки.

Нити. Они могут быть разной толщины. Лучше всего использовать льняные или шёлковые, они дают минимальную усадку после стирки изделия. В период обучения можно использовать и хлопчатобумажные.

Намотка нитей на коклюшки

Терпение – вот чего требует плетение на коклюшках. Для начинающих самое первое действие — намотка нитей. Она и станет тренировкой этого качества характера.

Коклюшки используются в кружевоплетении только парами, одну нить наматывают на две коклюшки. Это делается так:

  • Нужно взять одну из коклюшек правой рукой, а нить — левой. Пальцем нужно прижать конец нитки к шейке коклюшки, а левой рукой сделать несколько оборотов вокруг нее, чтобы закрепить нить.
  • Когда она закреплена, вращают коклюшку, наматывая нить на шейку. Левой рукой необходимо ее придерживать, регулируя равномерность распределения по всей длине шейки коклюшки.
  • После того как намотано 2-3 метра, ее закрепляют петлей. Коклюшка после этого должна висеть на нитке и не разматываться.
  • Затем, не отрывая, отматывают от мотка ещё 2-3 м и лишь потом отрезают. Свободный конец наматывается на вторую коклюшку и тоже закрепляется петлей. При этом межу коклюшками должно остаться 20 см нити.
Читать еще:  Как сплести коврик из лоскутков без крючка: прямоугольный вариант исполнения и фото-подборка

Замена нити в ходе плетения

Если при плетении кончается нитка, то нужно выполнить следующее:

  1. Размотать ее, освободив коклюшку, и оставить конец длиной 20 см.
  2. Накрутить на свободное место новую.
  3. Конец закрепить узлом на булавке, которую воткнуть выше места плетения на 5 см.
  4. Оставленный конец старой нитки соединить с новой. Двойную нить намотать на коклюшку и закрепить петлёй.
  5. Плетение продолжить двойной нитью.
  6. После того как новая нить достаточно закрепится, старую можно будет обрезать и плести дальше одной.

Плетение на коклюшках: обучение азам

При плетении в обеих руках находится по паре коклюшке. Все переплетения производятся двумя способами перемещения инструмента в руках:

  1. Перевить – значит поменять их местами в одной руке. Это делается большим пальцем так, чтобы правая коклюшка перекинулась через левую.
  2. Сплести – значит, переложить по одной коклюшке из руки в руку. При этом правая коклюшка из левой руки должна перекинуться через левую коклюшку в правой руке.

Плетение на коклюшках бывает трёх видов:

  1. Сплести в ползаплёта: перевить — сплести.
  2. Сплести в полный заплёт: перевить — сплести — перевить.
  3. Сплести полотнянкой: сплести — перевить — сплести.

Элементы кружевоплетения

Существует 4 главных элемента кружевоплетения: плетешок, полотнянка без перевива пар, полотнянка с перевивом всех пар и полотнянка с перевивом крайних пар.

Плетешок выполняется в ползаплёта (перевить — сплести), после каждого приёма нити утягиваются, для чего коклюшки разводятся в стороны.

Полотнянка без перевива пар плетётся на нескольких парах коклюшек. Тут нужен будет сколок. Для плетения изделий на нескольких парах он необходим. Ширина его составляет 12 мм, расстояние между точками – 6 мм. Взять нужно не менее 7 пар коклюшек.

Далее плетётся по инструкции:

  1. Над сколком устанавливается 6 булавок, на каждую навешивается пара коклюшек. Все они называются долевыми, во время плетения не меняют своего направления.
  2. Слева от первой пары навешивается ходовая пара. Она перемещается слева направо и справа налево.
  3. Плетение начинается с левой стороны. В левую руку берётся ходовая пара, а в правую — первая долевая пара. Пары сплетаются полотнянкой (сплести — перевить — сплести).
  4. Ходовая пара по очереди переплетается с каждой долевой.
  5. В переплетение последней долевой и ходовой (между ними) ставят булавку. Заплетают её так: ходовую перевить один раз, долевую не перевивать, а сплести полотнянкой (сплести — перевить — сплести).
  6. После этого ходовая пара перекладывается в правую руку, и плетение продолжается в левую сторону.

Полотнянка с перевивом всех пар делается по тому же сколку, что и полотнянка без перевива пар:

  1. В процессе работы ходовая пара сплетается в полный заплёт (перевить — сплести — перевить — сплести).
  2. Под переплетение ходовой пары с последней долевой ставится булавка. Заплетается в перевив: ходовую пару два раза перевить, долевую один раз перевить и сплести — перевить — сплести.

Полотнянка с перевивом крайних пар плетётся тоже по тому же сколку:

  1. Это плетение на коклюшках начинается, как и плетение полотнянки с перевивом всех пар.
  2. Вторую и последующие (до предпоследней) плетут, как полотнянку без перевива пар.
  3. Предпоследнюю долевую плетут в полный заплёт (перевить — сплести — перевить — сплести).
  4. Последнюю заплетают в перевив, как для полотнянки с перевивом всех пар.

Скань

Для скани применяется более толстая нить, чем при основном плетении. Для этого можно сложить имеющуюся в два раза. В середине между булавками с долевыми нитями втыкается булавка для навешивания коклюшек со сканью.

Плетение до коклюшки со сканью производится обычным способом:

  • Скань «верёвочка» получится, если ходовая будет пропущена между нитями скани таким образом, чтобы правая была над ходовой, а левая — под ней. Когда ходовая нить будет возвращаться с другой стороны, перевивают скань и пропускают ходовую: правая нить сверху, левая — под ходовой.
  • Скань «косичка» получится, если взять не одну, а две пары коклюшек. Ходовую пропускают в этом случае между двумя парами скани, при возврате ходовой нити скани перевивают не в одну сторону, а в разные.

Техника сцепного кружева

Сцепное плетение кружева на коклюшках для начинающих мастериц – это выполнение вилюшки. Так называется основной элемент названного кружева. Она плетётся полотнянкой, часто украшается сканью. А места стыковки здесь соединяют сцепы, которые выполняются вязальным крючком.

Плетение коклюшками: мастер-класс вилюшки

Штучные изделия часто выполняются из одной только вилюшки, которая образует разнообразные узоры. Овладение навыком её выплетания является основой обучения кружевоплетению.

  • Подготовливаем сколок для плетения на коклюшках.

  • Навешиваем коклюшки на булавки.

  1. Плетем простую полотнянку до поворота.

  • Поворот при этом начинают выполнять, оставляя ходовую пару, превращая крайнюю долевую в ходовую.
  • Возвращаясь, бывшая крайняя долевая проплетает бывшую ходовую и, в свою очередь, оставляется в покое, а старая ходовая отправляется переплетать долевые.
  • Попеременно крайняя долевая становится ходовой, пока не закончится поворот. В месте поворота булавки не втыкаются.

  • Сцепка выполняется на месте стыковки вилюшки после поворта. Для этого вынимают булавку, вязальный крючок вставляют в петельку сверху, зацепляют нитку и вытягивают её.

В образовавшуюся большую петлю продевают коклюшку, нитку затягивают. Плетение продолжается той ходовой парой, которая участвовала в сцепке.

  • Далее нужно плести по сколку.

Надеемся, пошаговая инструкция, предложенная в статье, поможет начинающим кружевницам сделать свои первые нарядные изделия.

Вологодское кружево: мастер класс для начинающих и схемы

Мастер класс плетения на коклюшках для начинающих.

Кружевоплетение на коклюшках – это изысканный и самобытный вид прикладного искусства. Как в музыке из семи нот создаётся удивительный мир мелодии и звука, так и в кружеве из небольшого набора плетёных элементов создаются изделия, поражающие нас красотой, изяществом и бесконечностью узоров.
При создании кружева используется всего один материал – гибкие тонкие нити (льняные, хлопковые, шёлковые или металлизированные), переплетение которых образует узорное полотно (мерное или штучное).
Мерное кружево плетётся в длину и измеряется в метрах. Оно служит для отделки и может быть узким (1-3 см), средним (3-6 см) и широким (6-12 см). Кружево с обоими ровными краями называют «прошва»; с одним ровным краем, а другим фестончатым – «край» или «краюшка»; с двумя фестончатыми краями – «аграмант».
Штучные кружева – это законченные изделия (воротники, салфетки, накидки, скатерти).
Кружево выплетается при помощи коклюшек – деревянных палочек с шейкой, на которую наматывается пряжа. Нить наматывается на пару коклюшек и закрепляется булавкой на валике-подушке. Для получения узора пары коклюшек перекладываются, перекрещиваются, соединяются и разъединяются, переплетая тем самым идущие с них нити в соответствии с рисунком. Такой рисунок, сделанный на бумаге, называется «сколок» – он предварительно накалывается на валик, где ведётся плетение.
В плетении на коклюшках различается всего несколько элементов: плетешок, полотнянка, сетка и насновка, но благодаря своей гибкости и подвижности они позволяют выполнять самые разные мотивы и формы – от строго геометрических, до художественно-изобразительных.

Материалы и инструменты.

Основные приспособления для плетения кружев – это валик и коклюшки. Также потребуются подставка для валика, портновские булавки-гвоздики, колотельная игла или тонкое шило, вязальный крючок № 0,5.
Коклюшки – деревянные палочки с головкой на одном конце. Под головкой находится шейка, на которую наматывается нить. Они могут быть разной формы (рис. 1) и заказать их изготовление можно в мастерских, где работают с деревом.
Если у вас нет возможности приобрести коклюшки, то их можно сделать в домашних условиях. Для этого потребуются ровные (без сучков) ветки ореха, клёна или липы толщиной 10-15 мм. Ветки нарезать на палочки длиной 17 см и прокипятить в течение 4-х часов в растворе соли (3 ст. ложки на 1 литр воды). После того как вода остынет, нужно вынуть палочки и очистить их от коры. На подготовленных таким образом палочках острым ножом вырезать шейку, а головку слегка закруглить (рис. 2). Всю коклюшку тщательно отшлифовать, чтобы нить свободно двигалась, не цепляясь за «заусенцы».
При плетении кружева коклюшки используют только парами, поэтому число их при работе всегда будет чётным: 4, 6, 8 и т. д.
Валик представляет собой туго набитую подушку цилиндрической формы. Для его изготовления нужно взять кусок плотного материала размером 50х70 см. Короткие стороны прямоугольника сострочить, а длинные стороны подогнуть на ширину 2-3 см и прострочить. В полученные кулиски вдеть шнурки, с одной стороны шнурок затянуть и положить на образовавшееся отверстие картонный кружок диаметром 20 см для придания подушке формы валика. Затем плотно набить подушку сеном или опилками, накрыть вторым картонным кружком, затянуть шнурок и крепко завязать его. Валик должен быть очень тугим – булавка, воткнутая в него, должна быть абсолютно неподвижна.
Подставка для валика обеспечивает устойчивость подушки во время работы. Её можно выпилить из фанеры с выемками на 2 см меньше диаметра валика (рис. 3) или приспособить плотную картонную коробку из-под обуви.
Колотельная игла нужна для прокалывания «сколка», на котором ведётся работа – в полученные отверстия затем вставляются булавки, фиксирующие плетение. Для изготовления колотельной иглы в деревянную круглую палочку тупым концом вставить швейную иглу.
Крючок используется для сцепления отдельных элементов кружева во время плетения.

Читать еще:  Сумка из бисера: мастер класс и схема с фото

Кружево плетётся по определённому техническому рисунку, который называется «сколок». Он наносится на плотную бумагу или кальку в виде точек (обозначающих места втыкания булавок) и прорисованных линий узора.
Для укрепления сколка к валику предварительно прикалывается картон соответствующего размера (рис. 4). Чтобы картон не «ёрзал», булавкой нужно подхватить сначала немного ткани, а затем горизонтально воткнуть булавку в уголок картона (с каждой из 4-х сторон).
Затем на валик с картоном булавками закрепить сколок, вкалывая их по самую шляпку, и колотельной иглой проколоть все точки по рисунку.

Намотка ниток на коклюшки.

Нитки наматываются на коклюшки попарно: сначала на одну, а затем – без отрыва нити – на другую. Для этого сначала намотать кончик нити на шейку коклюшки и, держа нить в левой руке, а коклюшку – в правой, вращать коклюшку большим и указательным пальцем к себе (справа налево), начиная снизу шейки и продвигаясь вверх. Наматывать нужно как можно ровнее и туже. С окончанием намотки нитка должна находиться всегда в верхней части шейки, т. е. у головки.
Намотав 5-6 метров, нить оборвать и закрепить петлёй (фото 1-4). Переложить эту коклюшку в левую руку, а в правую взять пустую. Закрепить на коклюшке кончик нити и таким же образом намотать на шейку нить, сматывая её с левой коклюшки, пока на обеих не окажется примерно одинаковое количество нити. На правой коклюшке нить также закрепить петлёй (фото 1-4).

Выполнение закрепительной петли (фото 1-4).

Это специальная петля, которая фиксирует намотку и обеспечивает свободную подачу нити во время работы.
1. Держа коклюшку в правой руке, указательным пальцем левой натянуть нить.
2-4. Завести коклюшку под нить и, просунув головку сверху в образовавшуюся петлю, затянуть её.
Петли для каждой коклюшки должны иметь одинаковую длину (около 15 см) – коклюшки не должны свисать ниже валика (или поверхности, на которой он расположен).

Основные приемы плетения.

В работе одновременно участвуют 2 пары коклюшек – одна пара в правой руке, другая – в левой (коклюшки надо держать за нижнюю часть, не касаясь пальцами шейки).
Узор плетения получается при переборе – перекладывании в определённом порядке нитей в каждой паре (что называется «перевить») и нитей 2-х пар (что называется «сплести»). Каждый приём выполняется двумя руками одновременно.
«Перевить» – значит перекинуть правую коклюшку и её нить через левую коклюшку и её нить (справа налево) одновременно в обеих руках (рис. 5, фото 5-6). Это делается с помощью больших пальцев. В зависимости от рисунка кружева перевив может делаться от 1 до 3-х раз.
«Сплести» – значит перекинуть левую нить одной пары коклюшек через правую нить второй пары, т. е. 2 средние коклюшки поменять местами, но обязательно правую под левую, а не наоборот (рис. 6, фото 7).

Основные элементы коклюшечного кружева. Плетешок.

Плетешок – это туго сплетённый двумя парами коклюшек шнурок. Плетешок используется во всех видах кружев, сплетённых на коклюшках, им соединяют отдельные части изделия, иногда он выступает главным украшением узора в виде разнообразных решёток, фестонов и краёв кружев.
Техника плетения плетешка заключается в многократном повторении приёмов «перевить» и «сплести».
Для отработки навыков выполнения плетешка на бумаге нарисовать учебный сколок (рис. 7), представляющий собой линию с точками на расстоянии 1 см друг от друга.
Сколок прикрепить к картону на валике, вколоть в верхнюю точку булавку и навесить на неё 2 пары коклюшек.
Перевить нити в каждой паре, а затем сплести средние нити. После этого развести пары коклюшек в стороны, расправляя и утягивая нити (фото 8). Продолжить эти действия до следующей точки на сколке, затем вколоть булавку между парами нитей (фото 9).

Отвивная петелька образуется парой коклюшек при помощи булавки:
– пропустить булавку под нитку 1-й коклюшки (фото 10);
– захватить ею нитку 2-й коклюшки (фото 11);
– конец булавки пропустить между нитками (фото 12);
– булавку потянуть вверх, вытягивая петлю, и поставить булавку в точку накола отвивной петельки (фото 13-14). После этого утянуть обе нити и продолжить плетешок.
Отвивные петельки с обеих сторон делаются аналогично.

Плетешок с одной отвивной петелькой плетётся по сколку, изображённому на рис. 8, плетешок с двумя отвивными петельками — по сколку, изображённому на рис. 9.

Вологодское кружево

Вологодское кружево – особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство – таково его художественное своеобразие. О вологодском кружеве сложены стихи и песни, созданы фильмы. Известное по всему миру, оно олицетворяет славу русского кружева.

Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века – из хлопчатобумажных нитей.

Художественные особенности вологодского кружева сложились уже в XVII – XVIII веках. До XIX века кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла. В 20-х годах XIX века в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц. В середине XIX века кружевоплетение на вологодской земле превратилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных уездах. Особенно это ремесло было развито на территории Вологодского, Кадниковского и Грязовецкого уездов. В каждом из них сложились местные особенности узоров и приемов плетения, свой круг кружевных изделий, но отличить их может только тонкий знаток этого искусства. Кружевной промысел в Вологодской губернии достиг расцвета во второй половине XIX века. Если в 1893 году плетением занимались четыре тысячи мастериц, то в 1912 году их было почти сорок тысяч. Известность вологодского кружева перешагнула границы страны. Мода на него охватила многие страны Европы.

Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон. Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора. В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки. Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов.

Вологодский промысел получил широкое признание как в России, так и за рубежом. Талант и мастерство вологодских художников и кружевниц были неоднократно отмечены на многих международных и отечественных выставках. В 1937 году на международной выставке в Париже Вологодскому кружевному союзу за новизну и художественное исполнение кружевных изделий была присуждена высшая награда – Гран-при, на Брюссельской выставке в 1958 году вологодское кружево было награждено золотой медалью. А в 1968 году ведущим художникам производственного объединения «Снежинка» была присуждена Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина. Немало фантазии, творческого труда, высокого мастерства вложили в свои работы старейшая кружевница К.В. Исакова, известные мастера своего дела Э. Я. Хумала, В. В. Сибирцева, заслуженные художники РСФСР В. Д. Веселова и В. Н. Ельфина. Многие их произведения хранятся в крупнейших музеях страны.

Общие для всего вологодского кружева особенности в творчестве каждого мастера приобретают индивидуальную окраску. Так, работы К. В. Исаковой развивают камерное лирическое направление. Нежность и теплота образов отличают ее панно «Олени», созданное в 1968 году. На нем изображены ели и скачущие олени. Мерные повторы фигур, их расположение рядами, четкий рисунок с рельефным контуром на фоне легкой сквозной решетки, словно летящие снежинки и белый цвет льняных нитей, – все это рождает образ погруженного в тишину зимнего леса.

Многообразно творчество В. Д. Веселовой. Потомственная кружевница, она в совершенстве знает все секреты кружевоплетения, что позволяет ей на равно высоком художественном уровне создавать и небольшие бытовые вещи, и декоративные панно. Одна из уникальных работ Веселовой – скатерть «Ладья». В ней соединились все лучшие черты творчества художницы: поэтичность образов, благородство рисунка, богатство разработок в деталях, отточенность технического исполнения кружева, его непременная обусловленность содержанием и характером орнамента.

Творчество еще одной выдающейся кружевницы – В. Н. Ельфиной – тяготеет к монументальным композициям, крупным формам орнамента. В 1978 году Ельфиной исполнено панно «Поющее дерево». Оно символизирует весну и связанное с ее приходом цветение природы, пробуждение жизни, многоголосое пение птиц. Пышное Древо Жизни усеяно цветами и сидящими на нем птицами. Плотный узор противопоставлен легкому ажурному фону. Сочетание суровых и белых нитей придает панно серебристый оттенок.

В 2010 году в Вологде был открыт Музей кружева. Он разместился в двухэтажном каменном здании, памятнике архитектуры федерального значения начала XIX века. На первом этаже музея находятся выставочные залы, кружевное кафе, художественный салон-магазин, оформленные в современном стиле, а также учебный класс, где работает студия по обучению кружевоплетению. Основная экспозиция музея, построенная в хронологическом порядке, находится на втором этаже и занимает восемь залов.

Интерес к кружевному промыслу и к единственному в России Музею кружева постоянно растет. Уже дважды Вологда принимала гостей Международного фестиваля кружева Vita Lace. Благодаря фестивалю Вологда объединяет рукодельниц, художников, исследователей и ценителей вологодского кружевного промысла – самого массового кружевного промысла России.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector