Малахитовая шкатулка своими руками: мастер класс из пластилина

Конспект мастер-класса для детей и родителей. Пластилинография «Волшебный малахит» (техника миллефиори)

Оксана Теликова
Конспект мастер-класса для детей и родителей. Пластилинография «Волшебный малахит» (техника миллефиори)

В рамках Межрегиональной практической конференции, которая проходила в нашем городе в июне 2014 года, мною был проведён мастер-класс для родителей. Даже сейчас, вспоминая, очень волнуюсь! На мастер-классе присутствовали гости со всей России! Представляю ВАШЕМУ вниманию его конспект.

Миллефиори (от итальянского «milli» – тысяча и «fiori» – цветы) – старинная техника итальянских стеклодувов, при которой рисунок на стекле формируется по всей длине стеклянного цилиндра. Из разноцветного стекла формируется узор (чаще несложные цветы, затем получившийся широкий цилиндр нагревают и вытягивают до нужной толщины в тонкий стеклянный прутик или палочку так, что на каждом срезе сохраняется одинаковый рисунок.

В 1981 Эстер Олсон (Esther Olson) впервые применила аналогичную технологию в работе с полимерной глиной. В мире полимерной глины эта техника получила название «caning» (кэнинг) от английского «cane» («кЕйн» — трость). В русском эти брусочки с рисунком внутри стали называться колбасами. И действительно, форма, принцип расположения узора и способ нарезки брусочков с рисунком очень напоминают это мясное изделие.

С начала 80-х годов «колбасная» техника (или миллефиори) бурно развивалась и превратилась в одну из основных при работе с пластикой. Но не только с пластикой, можно творить такие чудеса! Колбаски миллефиори можно делать и из пластилина.

Образовательная область: творчество

Вид деятельности: лепка

Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки, по мере необходимости изменяет. Основной инструмент в лепке — руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Пластилин — универсальный материал, дающий возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Пластилинография имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется замысел. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Возраст: средняя и старшая группа

Тема: «Чудесный малахит»

Форма организации практической деятельности: работа в парах мастеров-ювелиров

Основная форма организации изобразительной деятельности:

Обогащение словаря: малахит, ювелиры, слоёный пластилин, проволочка-резачок.

Предварительная работа:

— беседа о богатствах Урала;

— чтение сказов П. П. Бажова, рассматривание иллюстраций к ним;

— посещение музея «Самородок», рассказы хранительницы музея Комаровой Н. А. ;

— рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций с изображением малахита и изделий из него;

— беседа «Цвета и оттенки малахита»;

— знакомство детей с техникой миллефиори, отработка навыков;

— заготовка деталей для продолжения работы;

Цели:

Украшение крышки шкатулки, изготовление подвески для мамы;

Создание условий для творческого применения освоенных ранее приёмов работы с художественными материалами и средствами образной выразительности, возможности реализовать дома полученные навыки.

Задачи:

Познакомить родителей с техникой миллефиори.

Показать индивидуальные методы и приёмы, которые можно применить, стимулируя творчество ребёнка дома.

Отметить влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики рук, и, как следствие, развитие речи ребёнка.

Обучить самомассажу кистей и пальцев рук.

Закреплять технические навыки и приёмы лепки «миллефиори» с детьми, опираясь на схемы.

Развивать тонкие движения пальцев рук.

Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим.

Воспитывать усидчивость, прививать эстетический вкус.

Создать условия для развития сенсомоторной функции у детей дошкольного возраста через использование технологии «миллефиори».

Оборудование:

— камень-малахит и изделия из малахита;

— выставка поделок из уральского камня;

— схемы этапов работы в технике «миллефиори»

— Хозяйка Медной горы;

Необходимые материалы:

— пластилин (любые оттенки зелёного, белый, жёлтый, серый) ;

— готовые шкатулки с частично оформленной крышечкой у детей;

— картонные заготовки-схемы подвесок для родителей;

— проволочки-резачки для пластилина;

— бусины, камешки, бисер для украшения готовых шкатулок и медальонов

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Организационно-информационная часть:

1. Приветствие.

Взрослые и дети!

Мы можем начинать,

Но для начала «Здравствуйте!»

Надо нам сказать!

2. Беседа о богатствах Урала, малахите, хозяйке Медной горы, ящерке, каменном цветке с опорой на видеоряд.

3. Демонстрация малахита и изделий из него.

4. Подготовка рук к работе. Самомассаж кистей и пальцев рук.

Техника массажа проста. Начинать массаж надо с общего растирания кистей рук. В результате растирания температура кожи повышается, руки согреваются, и вы можете продолжить массаж.

• Энергично разомните суставы: резко и быстро сожмите пальцы в кулак и медленно разожмите.

• Медленно сжимайте напряженные пальцы в кулак и быстро распускайте их веером.

• Помассируйте каждый палец от кончика к основанию, со всех сторон. Причем каждый палец поочередно.

• Далее разминайте и массируйте ладонь от внутреннего края к основанию, от внешнего края — к средней точке ладони и по средней линии от пальцев к запястью.

• Пальцами и круговыми движениями ладони разминайте запястья.

• Заканчивайте массаж растиранием.

Практическая часть:

5. Знакомство родителей с техникой миллефиори.

Дети рассказывают порядок действий, расставляя последовательно на магнитной доске схемы.

6. Родители делают заготовку, опираясь на схемы.

а) берём 3 кусочка пластилина нужного цвета;

б) из одного раскатываем колбаску, два других расплющиваем на тонкие пластинки, получившиеся детали складываем стопочкой;

в) заворачиваем колбаску в пластинки, получая форму лепестка;

г) при помощи проволочки-резачка отрезаем один лепесток;

д) лепесток накладываем на основу, немного прижав подушечкой пальца;

е) аналогично делаем остальные лепестки и располагаем на основе;

ж) любуемся результатом;

7. Дети заканчивают начатую ранее работу

(украшают крышечку шкатулки, девочка — каменным цветком, мальчики — ящеркой).

Родителям предлагаю смастерить подвеску на шею в виде каменного цветка.

8. Динамическая пауза:

Синие звезды упали с небес.

Читать еще:  Что такое квиллинг и как его сделать: техника с фото и видео

Смотрит на них зачарованно лес,

Ветер тихонько над ними кружит,

Смотрит на синие звезды во ржи,

Нежно качает волну васильков,

Синих, как звезды, волшебных цветков.

Дети медленно приседают.

Поднимаются, встают на носочки,

кружатся на месте. Руки держат на поясе.

Покачивают поднятыми вверх руками.

Кружатся на месте с поднятыми руками.

9. Работа продолжается.

Слежу за ходом, даю рекомендации родителям, оказываю, если необходимо, помощь детям.

10. Сюрпризный момент:

Раздаётся стук в дверь.

-Кто пришёл к нам, ребятки!

(Говорю голосом гнома)

Живу в пещере под землёй,

Я в колпачке и с бородой,

Я с Белоснежкою знаком,

Вы догадались, кто я?

Сказочный гном рассказывает, что не только хозяйка Медной горы хранит сокровища, но и у него есть подземные клады. Даёт детям сундучки с камешками, бусинками, бисером. Предлагает украсить ими поделки.

Усаживается полюбоваться за работой младшего из детей.

Заключительная часть:

Мамы надевают украшение, благодарят детей за шкатулки. Ребятишки берут шкатулки. Любуемся изделиями.

Делаем общее фото на память.

Родители получают брошюрки-памятки с рекомендациями.

Неделя рисования Внашем детском саду проходила Неделя рисования, всю неделю мы с детьми рисовали используя разные техники, делали выставки рисунков детей.

Участие в экологической конференции Педагоги детского сада во главе с заведующей Ларисой Анатольевной Фёдоровой, приняли участие в межрегиональной научно — практической конференции:.

Малахитовая шкатулка своими руками из пластилина: мастер-класс с фото

Малахит — это полудрагоценный камень, используемый как ювелирный и поделочный материал. Он прекрасно подходит для украшений, но более интересно и завораживающе выглядят предметы декора, изготовленные из малахита. В первую очередь при его упоминании на ум приходит цикл сказок Павла Бажова «Малахитовая шкатулка». Именно такую шкатулку в подарок от Хозяйки медной горы получил герой рассказа — Степан. Получить такую полезную и красивую вещицу и, возможно, почувствовать себя героем сказки захочется каждому, и сделать это можно самостоятельно. О том, как изготавливается малахитовая шкатулка своими руками, расскажет эта статья.

Выбираем поделочный материал

Узор малахита знаком каждому — дуги, петли и разводы зеленого цвета всех оттенков от самого бледного, почти белого, до темно-изумрудного. В целом можно сказать, что малахит — зеленый, но в этот «зеленый» на самом деле может быть составлен из множества других цветов и оттенков. Повторить такой узор можно очень разными средствами — красками, при помощи кисти или тканевого валика, вылепить его из подкрашенного соленого теста, изготовить из полимерной глины или из пластилина.

Следует выбирать материал сообразно целям, которые могут быть не только декоративными, но еще и утилитарными, а также собственным возможностям.

Наиболее доступным и простым в работе материалом является пластилин. Несмотря на то, что он довольно мягкий и податливый, при последующей обработке затвердевающим лаком он может стать замечательным украшением. Из него можно сделать малахитовую шкатулку вместе с ребенком, и результат обязательно приятно удивит всех.

Каменный узор

Даже не имея в руках настоящего малахита и инструментов для его обработки, создать подобный узор возможно, имея под рукой самые простые средства.

В создании сказочной шкатулки потребуется пластилин, канцелярский нож, скалка для полимерной глины, которую можно заменить любым ровным гладким цилиндрическим предметом, лак для финального покрытия изделия и кисть для лака.

Изготовлению малахитовой шкатулки из пластилина и посвящен этот мастер-класс.

Кроме инструментов и материалов, необходима основа шкатулки — по желанию можно приобрести заготовку в магазине, использовать старую ненужную шкатулку или картонную коробку. Также можно сделать основу самостоятельно из картона и бархатной бумаги.

Чтобы воспроизвести малахитовый камень, потребуется пластилин нескольких оттенков: черный, темно-зеленый, изумрудный, светло-зеленый и белый. Можно получить новые цвета, смешав имеющиеся зеленые с белым или желтым цветом, в любом случае, подбор оттенков всегда остается на выбор мастера.

Для финальной обработки изделия потребуется лак — можно выбрать лак для творчества или стекловидный лак для декупажа.

Чтобы повторить узор камня, необходимо кусочки пластилина раскатать в «колбаски», а затем в полоски различной толщины:

Получившиеся полоски нарезаются на примерно одинаковые квадраты, при этом не нужно следить за порядком набора цветов — узор природного малахита всегда случаен, и эту случайность как раз требуется воспроизвести.

Разноцветные кусочки пластилина собираются в стопки примерно одинаковой высоты, которые затем необходимо немного сплющить, чтобы слои пластилина скрепились плотнее.

Для того чтобы продолжить работу, нужно взять стержень для основы — годятся карандаш или палочка для суши – и загнуть стопочку вокруг конца стержня:

Таким же образом на стержень налепливаются остальные собранные слои пластилина. Стержень нужен только для начала работы, если полученный столбик держится крепко, стержень можно убрать и продолжить без него. Когда все слои собраны, пластилиновый столбик нужно раскатать так, чтобы получилась ровная «колбаска». Уже на данном этапе срез будет немного напоминать малахитовый узор:

Пошагово этот этап работы можно изучить по фото:

Дальнейшая работа будет состоять в том, чтобы нарезать пластилиновую колбаску и из полученных срезов выложить большую пластину. После выкладывания, для скрепления срезов, эту пластину тоже следует раскатать. После раскатывания пластина должна быть по возможности тонкой, но и это также зависит от уровня мастерства:

Основная работа пройдена, получившиеся «малахитовые» пластины можно закреплять на основе. Для деревянной заготовки этот этап сложности не представляет. Если же есть желание сделать основу самостоятельно, можно воспользоваться следующей схемой шкатулки-сундучка:

После покрытия основы слоем пластилинового малахита, если имеется твердая основа шкатулки, ее можно покрыть лаком.

Готовая шкатулка привлекает взгляд уже своим интересным и неповторимым узором, однако, при желании, из простой лаконичной шкатулки можно сделать настоящее произведение искусства. Чтобы малахитовый сундучок не смотрелся пусто и скучно, его можно украсить фурнитурой или кусочками пластилина, оставшегося после работы над самой шкатулкой:

Читать еще:  Как слепить васильки из полимерной глины своими руками: подробный мк для новичков

Для этого можно использовать специальные формы — молды — или обойтись без них.

Видео по теме статьи

Воспроизведение фактуры камня, повторение процесса творчества самой природы — очень интересное занятие. Вариантов такой имитации камня множество, некоторые из них представлены в предложенной подборке видео:

Конспект мастер-класса для детей и родителей. Пластилинография «Волшебный малахит» (техника миллефиори)

Оксана Теликова
Конспект мастер-класса для детей и родителей. Пластилинография «Волшебный малахит» (техника миллефиори)

В рамках Межрегиональной практической конференции, которая проходила в нашем городе в июне 2014 года, мною был проведён мастер-класс для родителей. Даже сейчас, вспоминая, очень волнуюсь! На мастер-классе присутствовали гости со всей России! Представляю ВАШЕМУ вниманию его конспект.

Миллефиори (от итальянского «milli» – тысяча и «fiori» – цветы) – старинная техника итальянских стеклодувов, при которой рисунок на стекле формируется по всей длине стеклянного цилиндра. Из разноцветного стекла формируется узор (чаще несложные цветы, затем получившийся широкий цилиндр нагревают и вытягивают до нужной толщины в тонкий стеклянный прутик или палочку так, что на каждом срезе сохраняется одинаковый рисунок.

В 1981 Эстер Олсон (Esther Olson) впервые применила аналогичную технологию в работе с полимерной глиной. В мире полимерной глины эта техника получила название «caning» (кэнинг) от английского «cane» («кЕйн» — трость). В русском эти брусочки с рисунком внутри стали называться колбасами. И действительно, форма, принцип расположения узора и способ нарезки брусочков с рисунком очень напоминают это мясное изделие.

С начала 80-х годов «колбасная» техника (или миллефиори) бурно развивалась и превратилась в одну из основных при работе с пластикой. Но не только с пластикой, можно творить такие чудеса! Колбаски миллефиори можно делать и из пластилина.

Образовательная область: творчество

Вид деятельности: лепка

Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки, по мере необходимости изменяет. Основной инструмент в лепке — руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Пластилин — универсальный материал, дающий возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Пластилинография имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется замысел. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Возраст: средняя и старшая группа

Тема: «Чудесный малахит»

Форма организации практической деятельности: работа в парах мастеров-ювелиров

Основная форма организации изобразительной деятельности:

Обогащение словаря: малахит, ювелиры, слоёный пластилин, проволочка-резачок.

Предварительная работа:

— беседа о богатствах Урала;

— чтение сказов П. П. Бажова, рассматривание иллюстраций к ним;

— посещение музея «Самородок», рассказы хранительницы музея Комаровой Н. А. ;

— рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций с изображением малахита и изделий из него;

— беседа «Цвета и оттенки малахита»;

— знакомство детей с техникой миллефиори, отработка навыков;

— заготовка деталей для продолжения работы;

Цели:

Украшение крышки шкатулки, изготовление подвески для мамы;

Создание условий для творческого применения освоенных ранее приёмов работы с художественными материалами и средствами образной выразительности, возможности реализовать дома полученные навыки.

Задачи:

Познакомить родителей с техникой миллефиори.

Показать индивидуальные методы и приёмы, которые можно применить, стимулируя творчество ребёнка дома.

Отметить влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики рук, и, как следствие, развитие речи ребёнка.

Обучить самомассажу кистей и пальцев рук.

Закреплять технические навыки и приёмы лепки «миллефиори» с детьми, опираясь на схемы.

Развивать тонкие движения пальцев рук.

Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим.

Воспитывать усидчивость, прививать эстетический вкус.

Создать условия для развития сенсомоторной функции у детей дошкольного возраста через использование технологии «миллефиори».

Оборудование:

— камень-малахит и изделия из малахита;

— выставка поделок из уральского камня;

— схемы этапов работы в технике «миллефиори»

— Хозяйка Медной горы;

Необходимые материалы:

— пластилин (любые оттенки зелёного, белый, жёлтый, серый) ;

— готовые шкатулки с частично оформленной крышечкой у детей;

— картонные заготовки-схемы подвесок для родителей;

— проволочки-резачки для пластилина;

— бусины, камешки, бисер для украшения готовых шкатулок и медальонов

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Организационно-информационная часть:

1. Приветствие.

Взрослые и дети!

Мы можем начинать,

Но для начала «Здравствуйте!»

Надо нам сказать!

2. Беседа о богатствах Урала, малахите, хозяйке Медной горы, ящерке, каменном цветке с опорой на видеоряд.

3. Демонстрация малахита и изделий из него.

4. Подготовка рук к работе. Самомассаж кистей и пальцев рук.

Техника массажа проста. Начинать массаж надо с общего растирания кистей рук. В результате растирания температура кожи повышается, руки согреваются, и вы можете продолжить массаж.

• Энергично разомните суставы: резко и быстро сожмите пальцы в кулак и медленно разожмите.

• Медленно сжимайте напряженные пальцы в кулак и быстро распускайте их веером.

• Помассируйте каждый палец от кончика к основанию, со всех сторон. Причем каждый палец поочередно.

• Далее разминайте и массируйте ладонь от внутреннего края к основанию, от внешнего края — к средней точке ладони и по средней линии от пальцев к запястью.

• Пальцами и круговыми движениями ладони разминайте запястья.

• Заканчивайте массаж растиранием.

Практическая часть:

5. Знакомство родителей с техникой миллефиори.

Дети рассказывают порядок действий, расставляя последовательно на магнитной доске схемы.

6. Родители делают заготовку, опираясь на схемы.

а) берём 3 кусочка пластилина нужного цвета;

б) из одного раскатываем колбаску, два других расплющиваем на тонкие пластинки, получившиеся детали складываем стопочкой;

в) заворачиваем колбаску в пластинки, получая форму лепестка;

г) при помощи проволочки-резачка отрезаем один лепесток;

д) лепесток накладываем на основу, немного прижав подушечкой пальца;

Читать еще:  Браслет желаний своими руками: подробно расскажем что это

е) аналогично делаем остальные лепестки и располагаем на основе;

ж) любуемся результатом;

7. Дети заканчивают начатую ранее работу

(украшают крышечку шкатулки, девочка — каменным цветком, мальчики — ящеркой).

Родителям предлагаю смастерить подвеску на шею в виде каменного цветка.

8. Динамическая пауза:

Синие звезды упали с небес.

Смотрит на них зачарованно лес,

Ветер тихонько над ними кружит,

Смотрит на синие звезды во ржи,

Нежно качает волну васильков,

Синих, как звезды, волшебных цветков.

Дети медленно приседают.

Поднимаются, встают на носочки,

кружатся на месте. Руки держат на поясе.

Покачивают поднятыми вверх руками.

Кружатся на месте с поднятыми руками.

9. Работа продолжается.

Слежу за ходом, даю рекомендации родителям, оказываю, если необходимо, помощь детям.

10. Сюрпризный момент:

Раздаётся стук в дверь.

-Кто пришёл к нам, ребятки!

(Говорю голосом гнома)

Живу в пещере под землёй,

Я в колпачке и с бородой,

Я с Белоснежкою знаком,

Вы догадались, кто я?

Сказочный гном рассказывает, что не только хозяйка Медной горы хранит сокровища, но и у него есть подземные клады. Даёт детям сундучки с камешками, бусинками, бисером. Предлагает украсить ими поделки.

Усаживается полюбоваться за работой младшего из детей.

Заключительная часть:

Мамы надевают украшение, благодарят детей за шкатулки. Ребятишки берут шкатулки. Любуемся изделиями.

Делаем общее фото на память.

Родители получают брошюрки-памятки с рекомендациями.

Неделя рисования Внашем детском саду проходила Неделя рисования, всю неделю мы с детьми рисовали используя разные техники, делали выставки рисунков детей.

Участие в экологической конференции Педагоги детского сада во главе с заведующей Ларисой Анатольевной Фёдоровой, приняли участие в межрегиональной научно — практической конференции:.

Презентация к уроку технологии «Малахитовая шкатулка из пластилина» (4 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Малахит — красивый минерал, по строению напоминающий агат. Образуется при растворении руд меди и отложении соединений меди в трещинах и пустотах горной породы.. Образование малахита

Малахит, один из главных минералов меди, содержит 57 % чистого металла. Кроме меди, в его состав входят кислород, углерод и вода. Образуется он чаще всего там, где медные руды выходят на земную поверхность Состав

Именно Уралу принадлежат лучшие сорта поделочного малахита. Здесь его добывали издавна.

Малахитница — так называли её Уральские рудокопы. Она же была хранительницей малахита. Перед людьми она выступала в образе сказочно красивой женщины с зелёными глазами, одета в роскошное малахитовое платье, с изящной диадемой, украшенной малахитом и драгоценными камнями. Её чертоги украшали малахит, алмазы и яшма.

Так и пошло по Уралу придание, что лишь за великую доброту, душевную чистоту и честность, одаривает Малахитница своим драгоценным камнем малахитом.

Текстура его разнообразна: струистая, ленточная, круговая, звёздчатая с чередованием разноцветных слоёв. Формы малахита: корочки, почковидные массы и разнообразные натёки. Минерал в виде кристаллов встречается в природе крайне редко. Текстура

Самой ранней малахитовой поделке 10 500 лет! Это скромная, простой овальной формы подвеска, найденная в одном из погребений неолитического могильника в долине Шанидар (Северный Ирак). В те времена в нём ценилась скорее не красота, а польза. Из истории

С самых древних времён, с неолита вплоть до железного века, малахит был камнем ремесленников: краскотеров и красильщиков, стеклодувов, живописцев.

В Египте малахит применялся правителями как главный камень силы. Фараоны верили, что он помогает мудро править. Малахит растирали в порошок, лечили им глаза и употребляли в косметике.

Но наибольшей известностью пользуется Малахитовый зал Эрмитажа, который после пожара в 1837 г. был реставрирован. На отделку зала потребовалось 125 пудов малахита.

Малахитовые камины, колонны зала изумительны по красоте и рисунку. По краям царских врат Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге стоит восемь малахитовых колонн — по четыре с каждой стороны — высотой около 10 м и диаметром 42 см.

Малахит — это амулет мудрых людей, он притягивает к своему владельцу людей. Малахит вызывает повышенный интерес к своему владельцу, его рекомендуют носить как талисман артистам, поэтам и всем тем, кто хочет нравиться и быть на виду.

При обработке малахита стараются максимально выявить декоративность камня. Особенно ценится глазчатый малахит с тонкими кольцами — «павлиний глаз».

. Малахит следует оберегать от случайных ударов, резких перепадов температур, от воздействия кислот; чистить только в мыльном растворе.

План работы Выберите пластилин таких цветов, которые подходят для имитации малахита (белый, зеленый, темно-зеленый, черный). Отрежьте от каждого бруска пластилина небольшой кусок. Раскатайте эти куски пластилина. Сложите раскатанные пласты один на другой и скрутите их в трубочку. Сделайте из трубочки брусок, для чего сдавите ее сначала сверху, потом переверните и придавите еще раз. Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита. Прикрепите пластинки к стенкам и крыше коробки, повторяя технику «русской мозаики».

  • Оконешникова Юлия ВикторовнаНаписать 387 23.02.2019

Номер материала: ДБ-463988

    23.02.2019 122
    23.02.2019 53
    23.02.2019 74
    23.02.2019 62
    23.02.2019 84
    22.02.2019 452
    22.02.2019 576
    22.02.2019 72

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector