Вышивка золотом золотыми нитями: делаем растительные орнаменты на одежде

ВЫШИВКА ЗОЛОТОМ ОТ НОННЫ ИВАНОВОЙ


    • Главная
    • Об авторе
    • Галереи
      • Вышивка в интерьере
      • Церковная вышивка
      • Сувениры
    • Карта сайта
    • Статьи
      • Вышивка в интерьере
      • Вышивка на одежде
      • Церковная вышивка
      • Сувениры
    • Заказчики
    • Контакты

  • Нонна Иванова

    ВАШЕ ДОВЕРИЕ — ЗАЛОГ НАШЕГО УСПЕХА

    — 100% гарантия соблюдения договорных обязательств + индивидуальный подход

    — Доствка Почтой России по всей территории Российской федерации и СНГ

    Среди постоянных клиентов нашего интернет-магазина вышивки:

    — Владыки всех уровней, включая патриарший,
    — Антиохийское подворье в Москве,
    — Монастырь Святой Троицы Русской Духовной миссии в Хевроне,
    — Екатеринбургская епархия,
    — Горицкий Воскресенский женский монастырь Вологодской епархии,
    — Храм во имя прп. Иоанна Лествичника при Московской Духовной Семинарии,
    — Патриаршее подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря,
    — Мужской монастырь в честь Воскресения Христова в с. Белогорье Воронежской епархии,
    — Успенский Дуниловский женский монастырь Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии,
    — Троицкий храм села Большая Брембола Переславского района Ярославской области,
    — ЗАО коммерческий банк «Интеркредит» Куколь
    Патриарха Кирилла работы
    Нонны Ивановой

    Ламбрекены Ларцы Подушки
    Скатерти Куколи Ширмы
    Митры Реставрация Плащаницы
    Иконы Скрижали Ангелы-хранители

    Картины Обучение золотному шитью Вышивка на одежде

    ОФОРМЛЕНИЕ ДИЗАЙНА ИНТЕРЬЕРА ВЫШИВКОЙ ЗОЛОТОМ

    Существует великое множество стилей оформления внутреннего пространства жилого помещения, однако самым элегантным, утонченным и традиционным вариантом украшения дома остается вышивка. Вышивка украшает наши одежды и элементы быта уже не одно тысячелетие. У разных народов из поколения в поколение по наследству от матери к дочери передавались украшенные вышивкой одеяния, обрядовые и декоративные предметы быта. Многие годы в семейных сундуках и комодах хранились вышитые салфетки, скатерти, рушники, одеяла, занавески, которые извлекались по случаю праздников для совершения обрядов и украшения жилища. Вышивке девочек обучали с измальства, как в крестьянских семьях, так и в семьях знатных фамилий. Женщины с детства привыкали украшать дом и одежду вышивкой. Долгими вечерами девушки ткали и вышивали свое приданное.

    Не забыты эти традиции и сегодня. И в наши дни вышивка золотом находит свое применение не только в декорировании одежды, но и в дизайне интерьера, делая его изысканным и роскошным. Изысканно и профессионально вышитые золотой нитью картины, салфетки, полотенца, скатерти, ламбрекены, подушки, ширмы, ларцы прекрасно впишутся в интерьер любого дома и поэтому эти предметы смело можно дарить на свадьбу, помолвку, день рождения, юбилей, годовщину свадьбы, крекстины и п.т. Текстиль, отделанный со вкусом золотым шитьем придаст интерьеру вашего жилища великолепия и блеска.

    В последние годы значительно вырос интерес к золотой, золотной вышивке или золотому, золотному шитью, которое становится модным декоративным элементом интерьера в жилище современного человека: в гостиной, спальне, столовой или во всей квартире целиком, в большом частном доме. Чтобы интерьер вашего дома выглядел по-дворцовому изысканно, не забудьте в убранстве помещений щедро использовать золото, а именно вышивку золотом или золотное шитье.

    Мы хотим вам предложить образцы изделий декоративно-прикладного искусства, выполненные известным мастером своего дела – Нонной Ивановой.

    ВЫШИВКА ЗОЛОТОМ ИЛИ ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЕ НА ОДЕЖДЕ

    Считается, что вышивка золотом пришла на Русь из Византии, стала основой церковной вышивки и легла на уже подготовленную почву, т.к. на Руси уже много веков до этого существовали богатые традиции народной вышивки. Вышивка золотом или золотое, золотное шитье получило распространение не сразу, т.к. подготовка мастериц требует долгого обучения. Церковная вышивка это особый пласт декоративно-прикладного искусства. Уже не одно тысячелетие церковная вышивка украшает предметы храмовой утвари и одежды священнослужителей, включая, например, куколи патриархов, митры, выносные храмовые плащаницы, скрижали, облачения, иконы и их оклады.

    Шитьё золотом всегда было нелегким занятием. Первоначально, чтобы стежки не провисали, вышивку золотом крепили только по контуру, постепенно техника золотого или золотного шиться усложнялась и прикрепочные швы стали выполнять посредине, что помогло сделать вышивку золотом более прочной. Затем прикрепы стали использовать и в качестве декоративных элементов, что делало фактуру золотной вышивки или золотного шитья более богатой. Постепенно прикрепы становились диагональными, а также стали выполняться в виде зигзагов, ромбов. Главным мотивом золотной вышивки становятся геометрические орнаменты и растительные узоры, выполняемые по дорогим тканям.

    Ручная вышивка золотом требует особого мастерства, сосредоточенности, внимания, терпения, только тогда можно добиться безупречного результата. В вышивке золотом используется не только золотая или серебряная нить, часто изделия, выполненные в этом стиле, украшают бисером, жемчугом, искусственными или натуральными драгоценными, полудрагоценными, поделочными камнями-самоцветами или стразами. В стародавние времена вышивку золотом использовали только для украшения царских одежд и одежд людей знатных сословий, позже вышивкой золотом стали отделывать церковные одежды и элементы церковной утвари.

    Первоначально для этих целей использовалась натуральная золотая или серебряная нить, которая была очень дорогой, и вышивка называлась золотой. Затем золотую и серебряную нить заменили металлической с золотым или серебряным покрытием и вышивка стала называться золотной или золотным шитьем. В этот период золотная вышивка становится намного дешевле и находит более широкое распространение в народе. Народные костюмы, украшенные золотным шитьем становятся богаче. Вышитые золотом узоры используются как в крестьянских народных одеяниях, так и в светских костюмах знатных особ. Но и тогда вышитая золотом одежда ценится высоко и ее надевают только по большим праздникам. В крестьянском женском костюме золотным шитьем чаще всего украшали сарафаны, обувь, кокошники. Серебром, золотом вышивали кружева, растительные узоры и орнаменты, которые часто дополнялись вышивкой жемчугом, камнями-самоцветами, а позднее стразами и бисером. В конце XVIII – начале XIX века золотное шитье стали употреблять для росписи женских платков. Вышивкой золотом наносили узоры по синей, белой или голубой тафте. Золотным шитьем декорировали коленкоровые, кисейные и атласные платки.

    В современных нитях не используются драгоценные металлы, в связи с чем они намного дешевле, однако по своим декоративным и прочностным качествам современные нити для золотного шитья ни в чем не уступают нитям с золотым и серебряным покрытием .

    О ВЫШИВКЕ И ЕЁ СИМВОЛИКЕ

    Наши предки обладали действительно выдающимися познаниями об окружающем мире и его скрытых силах. Поэтому вышивке уделялось особое внимание. Одежда с особыми символами и знаками была у каждого. Одним она приносила любовь и благополучие, других спасала в битвах, отводя увечья и даже смерть. Для вышивки большое значение имеют цвет и материал, из которого она сделана.

    Оранжево-красные узоры используются для защиты в физическом мире и обретения любви. Красными или чёрными вышивали узоры для маленьких детей. Когда ребенок подрастал, вышивка менялась на фиолетовую. Такие цвета помогают в обучении, оберегают от переутомления. Вышивку, приносящую успех в любой сфере жизни человека делали голубой или золотистой.

    Основные цвета для женщин – красный и чёрный, цвета самой великой матери – Земли. Они помогают в поддержании женского здоровья, обретении счастья, зачатии ребёнка. Синий и зелёный цвета – защищают от увечий и ран, преобладают в мужской вышивке.

    Основные материалы для вышивки

    Хлопок оберегает от сглаза, защищает от порчи. Шелк – сохраняет ясность в мышлении, дает возможность добиться высоких результатов, построить хорошую карьеру. Если человек попал в беду, вышивку делаю шерстью. Она помогает восстановить энергетику, справиться с проблемами, избавится от напастей. Лен – успокаивает, уравновешивает. Чаще всего его использовали для изображения солнца, звезд, птиц и деревьев. Узоры в вышивке должны быть замкнутыми в круг. Не забывайте это правило. Поэтому воротник, манжеты рукавов, подол одежды – излюбленное место для нанесения рисунка у наших предков, славян. Наносить узоры, назначение которых разное, на один предмет одежды нельзя. Для каждой отдельной цели необходимо использовать разную одежду. Вышивку всегда делают гладкой, не допускают никаких узлов. Потому что узлы нарушают связь оберега с владельцем, ухудшают циркуляцию энергии.

    Символы в вышивке

    Для предотвращения зла при вышивке одежды и предметов обихода, используют кресты – знак закрытости. Деревья – символ долголетия и взаимосвязи всего в мире. Цветы – символ непорочности и чистоты. Красные цветы вышивали для привлечения земной любви и её сохранения. Звезды – небесный огонь, символ мудрости и ясности мышления. Круг – основной женский знак. Это символ плодородия и изобилия, материнства. Квадраты – символика земледельцев, отвечает за хорошие урожаи. Спираль красного, чёрного или белого цвета – мощнейший символ, отводящий всех созданий тёмного мира. Волнистая линия – символизирует воду, знак начала жизни. Вертикальные линии использовали для самосовершенствования, доступу к тайным знаниям. Треугольник – означает самого человека. Такие знаки используют для повседневных одежд. Свою актуальность они не утратили и сегодня. Используйте вышивку и Вы, сделайте свою жизнь значительно лучше!

    Такая вот канитель: Как появилась старинная драгоценная вышивка и что ею украшали

    Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

    Изначально канитель была связана с одним из самых древних и необычных видов вышивки, которое называют также « золотным шитьем », а мастериц-вышивальщиц – золотошвейками. Само слово канитель появилось в России в XVI веке, придя к нам из французского языка (фр. cannetile).

    Так называли тонкую скрученную в спираль металлическую нить (золотую, серебряную или медную), используемую для вышивания. Часто узор создавался на очень дорогих тканях — бархате, сафьяне, и работа эта требовала особого мастерства.

    Процесс изготовления канители также очень долгий, кропотливый и сложный. Металлическую заготовку, раскаленную добела, специальными клещами протаскивали через мелкие отверстия в волочильной доске. Протащив проволоку, ее сначала остужали, а затем раскаляли снова, чтобы она становилась мягкой и легче проходила уже через другие, более мелкие отверстия. Снова остужали и вытягивали дальше, пока не получали нить необходимой толщины. В конце эту тонкую нить аккуратно навивали на стержень для придания ей спиральной формы. Все это делалось вручную. Долгое это было дело, кропотливое и оттого нудное. На такую однообразную работу уходило много часов. Отсюда впоследствии, в середине XIX века, и произошло выражение «тянуть канитель», используемое в переносном смысле.

    Та самая канитель, которой в дальнейшем мастерицы вышивали свои шедевры.

    Заморское золото из Византии

    Незадолго до крещения Руси расширились торговые отношения с Византией. Считается, что тогда, в X веке, в Древней Руси и узнали о золотном шитье. Очень красивые ткани и наряды, сияющие на солнце, никого не могли оставить равнодушным и раскупались моментально, хотя стоили недешево. И уже вскоре в России наладили собственное производство канители, а мастерицы освоили золотное шитье.

    Великолепные работы российских мастериц

    Поначалу золотошвейки просто копировали византийские орнаменты, но вскоре стали более свободными в выборе узоров, проявляя собственную фантазию. Во множестве появились невероятной красоты цветочные орнаменты, ветви деревьев, звери,птицы…

    Эта потрясающая вышивка в основном использовалась для украшения национальных костюмов, парадной, церковной одежды и военных мундиров.

    А как красиво смотрелись расшитые канителью кокошники!

    После принятия христианства на Руси блеск и сияние золотного шитья по достоинству оценили священнослужители. Их богатые одежды, расшитые золотой канителью, придавали особую торжественность службе. Именно из-за обилия золота как в интерьере церкви, так и в облачении священнослужителей, православную церковь часто называют « пышной, восточной, византийской ».

    Золотой канителью стали также вышивать и иконы.

    Появилось так называемое «лицевое» шитье – вышивка ликов святых.

    С XVIII века канитель стали широко использовать для украшения воинского обмундирования – военных мундиров, офицерских эполетов, погон.

    В царских палатах также вовсю сияла драгоценная канитель. Почти вся царская одежда была расшита ею, несмотря на то, что платья с нитями из драгоценных металлов получались очень тяжелыми.

    Особенно это касалось коронационных нарядов со шлейфом и мантией, носить которые было очень даже непросто.

    Со временем вышивка канителью стала еще более сложной и красивой, научились делать нити самой разной толщины и фактуры и стали использовать их в сочетании с другими материалами – драгоценными камнями, жемчугом, блестками, золотыми шнурами…
    Временем расцвета канительной «богатой» вышивки одежды стала светская эпоха XVII-XVIII века.
    Но, к сожалению, в конце XIX века наступил закат этого прекрасного искусства, а после Октябрьской революции о нем забыли окончательно.

    Возрождение канительного шитья

    Однако, во второй половине ХХ века о золотом шитье все же вспомнили, им стали украшать шевроны (нашивки) для военной формы, а также покрывала, занавеси.

    Потихоньку возвращается к отделке канителью и современная мода.

    Весьма оригинально смотрится такая вышивка на джинсовых куртках.

    Интересно, что к производству канители самое непосредственное отношение имел знаменитый театральный режиссер и педагог Константин Сергеевич Станиславский.

    Настоящая его фамилия – Алексеев, был он выходцем из семьи купцов Алексеевых, которые в XIX веке в Москве владели канительной фабрикой. Продукция этой фабрики была очень востребована в России, также она экспортировалась и во многие европейские страны. В 1893 году, после смерти отца и старшего брата, Константину пришлось возглавить семейное дело, став директором фабрики.

    Надо отметить, что он был очень успешным предпринимателем, под его руководством фабрика вышла на передовые позиции в России, обойдя в конкуренции также многие известные европейские фирмы.
    Но любовь к театру оказалась сильнее, и Станиславский с не меньшим успехом занялся совершенно другим делом.

    До чего все-таки красива вышивка канителью!

    И напоследок — стихотворение Андрея Деменьева:

    Смотрела крепостная мастерица на вышитую родину свою.
    То ль серебро, то ль золото искрится, то ли струятся слезы по шитью.

    И лишь ночами вспоминала грустно, как бьется лебедь в лапах у орла.
    Откуда же пришло твое искусство? Чьим колдовством помечена игла?

    А было так: проснувшись на печи, крестьянка вдруг почувствовала солнце,
    Когда сквозь потемневшее оконце пробились к ней весенние лучи.

    Как нити золотые, всю избу они прошили радостным узором.
    Она смотрела воскрешенным взором и утро принимала за судьбу.

    Все в ней дрожало, волновалось, млело. И белый свет — как россыпи огней.
    Она к оконцу оглушенно села. И вот тогда пришло искусство к ней.

    Пришло от солнца, от надежд,— оттуда, где ничего нет ближе красоты.
    Она в иголку вдела это чудо, ниспосланное небом с высоты.

    И не было прекраснее товара на ярмарках заморских, чем ее.
    Она надежду людям вышивала, и горе, и отчаянье свое.

    Что видела — на шелк переносила. И много лет еще пройдет, пока
    Свободной птицей спустится Россия на синие счастливые шелка.

    «Тянуть канитель» стало сегодня устойчивым словосочетанием. Но не менее интересна и история появления других известных фразеологизмов , которые сегодня прочно вошли в нашу речь.

    Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

    Золотное шитьё: азы «драгоценного рукоделия» для начинающих

    Изначально этот вид вышивки был по‑настоящему драгоценным — он выполнялся золотом и серебром. Сегодня используют металлизированные нитки и шнур , шёлк , «ирис» — результат всё равно выглядит роскошно.

    Драгоценное шитьё: история

    Золотое, или золотное, шитье — это особая техника ручной вышивки, известная с древности. Как правило, для золотого шитья применяются металлизированные золотые и серебряные нити, канитель (очень тонкая металлическая нить для вышивания), трунцал (металлическая граненая нить из проволоки плоского сечения, закрученная в спираль пятиугольной формы), а также жемчуг, бисер, пайетки.


    Фото: hands-across-the-sea-samplers.com

    Самые первые сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н. э. — согласно преданию, оно возникло в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) и оттуда пришло к римлянам. На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI века.


    Фото: honorbeforevictory.com

    Разные виды нитей для этого вида шитья делали из золота и серебра. Металл выделывали в очень тонкую проволоку, которой по спирали обвивали льняные или шёлковые нити, или пользовались для шитья непосредственно самой проволокой. Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже, украшали жемчугом и самоцветами. Понятно, что и материалы для работы, и готовые изделия получались очень дорогими. Сохранившиеся с XV века работы — это в первую очередь церковные принадлежности, иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна.


    Фото: jessicagrimm.com

    Металлическая нить получалась довольно хрупкой, ею было сложно вышивать, как обычными нитками, продевая сквозь ткань. Поэтому нить укладывалась на лицевой стороне ткани по узору и прикреплялась шёлковой нитью — либо в цвет металла, либо контрастной. Получались настоящие вышитые картины, либо сияющие монохромные, либо разноцветные, красочные.


    Фото: sarahhomfray.com


    Фото: potos.miarroba.com

    22 редких и необычных вида рукоделия

    Золотное шитьё сегодня

    На сегодняшний день золотное шитьё в немалой степени стало светским видом рукодельного искусства. Мастерские такого шитья сохранились (и возрождаются) и при монастырях, но всё шире оно применяется для декорирования одежды и аксессуаров, создания украшений, картин, выполнения отделки и так далее.


    Фото: kathleenlaurelsage.co.uk


    Фото: @nazarkinamasha

    По большей части сейчас при золотном шитье используются не «драгоценные», а металлизированные, созданные фабричным способом нити. Кстати, золотным вместо золотого этот вид шитья стал называться именно из-за замены настоящих золотых нитей нитями «под золото». Современные нитки уже не такие хрупкие, как много веков назад, но одна из основных техник остаётся прежней: основная нить (шнур) укладывается по узору и прихватывается более тонкой вспомогательной ниткой. Чтобы узор получился объёмным, под металлизированную нить подкладывается подложка из тонкого картона, сукна, кожи, верёвки. Украшается вышивка жемчугом, бисером, стеклярусом, бусинами, пайетками, даже пуговицами.


    Фото: @submarina707


    Фото: imperiya. by

    Надо сказать, что умение шить золотом в прежние времена ценилось очень дорого — во многом этот вид рукоделия граничит с искусством, кроме того, требует большого внимания, усидчивости, точности. И на сегодня золотное шитьё — один из самых трудоёмких видов рукоделия. Чтобы достичь вершин мастерства, ему учатся от нескольких недель до нескольких лет на курсах, в специальных школах и даже в вузах. Но освоить азы этого искусства, достаточные, чтобы создавать и украшать вещи, можно и самостоятельно.


    Фото: @juliet_mikecharlie


    Фото: @submarina707

    Белая вышивка и ришелье: мастер-класс для начинающих

    Золотное шитьё: учимся азам


    Фото: @submarina707

    1. Ткань
    Начинать учиться лучше на плотной льняной или хлопчатобумажной ткани.
    2. Пяльца
    Для золотного шитья используются прямоугольные пяльца — нужно, чтобы ткань была натянута на них хорошо и равномерно. В идеале подойдёт вышивальный станок — прямоугольная конструкция, располагающая запяленную ткань на некотором расстоянии от стола: так руки получают одновременный доступ и к лицевой, и к изнаночной стороне вышивки, для золотного шитья это важно. Вариант — деревянная рама, на которую натянута ткань (можно заказать такую в художественной мастерской или натянуть ткань самостоятельно, воспользовавшись кнопками).
    3. Нитки:
    — вышивальная кручёная нить — ирис, шелковый гарус, шелк строчевой и др.;
    — золотная нить — металлизированная нитка или тонкий металлизированный шнурок;
    — вспомогательная нить — крепкая шелковая, х/б, синтетическая нитка.
    4. Материал для создания объёма, или для настила
    Чтобы вышивка получалась выпуклой, под нитки подкладывают специально вырезанные кусочки картона, сукна, драпа, кожи. Для тонких объёмных деталей подойдут кусочки верёвки, бечёвки, пучки мулине. Иногда после создания объёма рельефный рисунок обтягивают х/б трикотажем (необязательно, однако такой способ позволяет потом шить более чисто).
    5. Иглы
    Иглы вышивальные № 1−2, игла для тонкого шелка с маленьким ушком, большая игла, иглы для бисера (если вы планируете украшать им вышивку).
    6. Материалы для украшения
    Бисер, бусины, пайетки и так далее.
    7. Обычные и вспомогательные инструменты для вышивания
    Ножницы, ножик, напёрсток, карандаш/фломастер для нанесения на ткань узора, воск (поможет ниткам лучше скользить), клей для ткани, витейки (особая плоская или квадратная катушка, на которую наматывается рабочая нитка — такую катушку удобно класть на плоскость работы).

    Последовательность работы

    1. Определитесь с рисунком и размером вышивки. Подберите ткань, основные (намотайте их на витейки) и вспомогательные нитки, материалы для украшения.
    2. Натяните ткань на пяльцы или подрамник. Последовательность натягивания краёв — на картинке.

    3. Нанесите рисунок на ткань.
    4. Если вы будете делать рельефную, или высокую, вышивку, подготовьте подложки: переведите рисунок будущих выпуклых частей узора на картон (сукно, драп), вырежьте, аккуратно приклейте подложки к ткани для вышивки или пришейте несколькими стежками. Также объём можно создать с помощью верёвочки, уложенной в узор и прикреплённой к ткани несколькими стежками.
    5. Далее следует сам процесс вышивки. Стежков и способов вышивки в золотном шитье много. Вашему вниманию — три видео, объясняющие основные принципы.

    Шов в прикреп:

    Вышивка по настилу:

    Вышивка по картону (подложке):

    Золотное шитьё

    Автор(ы) Постникова Светлана Владимировна
    Возраст старше 16 лет
    Учебное заведение Московская область ,Подольский р-он,п. Львовский
    Материалы бумага,золотой патинирующий воск

    Как то вечером я искала на просторах интернета очередное вдохновение для творчества ,и наткнулась на необыкновенной красоты шитье-ЗОЛОТНОЕ шитье. Оно настолько поразило меня своей самобытностью и богатством,что мне непременно захотелось воплотить небольшую работу в квиллинге.
    Вот что у меня получилось. Волшебный цветок.

    Распечатала изображение на принтере,сверху постелила полиэтиленовый пакет,и начала работу с изготовления завитков из полосок корейской бумаги 2 мм.

    Здесь идет работа над изготовлением стебля и листьев.

    Готовый цветок я покрыла золотой патиной с помощью губки. К сожалению, на фото совершенно не видно блеска золота.

    А это тот самый цветок,который вдохновил меня на работу.

    Шитье золотом – одно из старинных женских рукоделий. Считается что на Руси золотное шитье появилось около1000 лет назад и пришло из Византии. Золотые нитки делались из тонко расплющенного золота, которое нарезалось узкими полосками. Зародилась вышивка золотом на Востоке, первые находки расшитых, а точнее вытканных из золота вещей относятся к 6-5 вв. до н.э. Постепенно это мастерство распространилось в Сибирь, Поволжье, на Кавказ, в Азию, Европу. В погребениях 1-4 вв. н.э. ученые находят работы из пряденых золотых нитей.

    Золотное шитье применялось как в предметах религиозного культа (в одежде служителей, оформлении икон и иконостасов, покровов, хоругвей), так и в обычной жизни для украшения одежды, предметов быть, интерьеров.

    Своего расцвета вышивка золотом достигла в средние века, к этому же периоду относится большинство сохранившихся работ.

    В 15 веке в художественных мастерских работали специально обученные мастерицы, в основном они занимались лицевым шитьем – вышивали лики святых и библейские мотивы цветным шелком, шитье золотом было не очень распространено, в основном им подчеркивались лица в религиозных композициях.

    В 16 веке стали придавать большее внимание декоративности изделия, в ход пошли золотые и серебряные нити, жемчуг, драгоценные камни. Декоративность и богатый вид, богатое орнаментальное обрамление достигались в ущерб живописности и натуралистичности работы. В дальнейшем эта тенденция ещё усилилась, стиль стал более графичным, а в шитье помимо обилия драгоценных камней стали использоваться «дробницы» — прямоугольные или фигурные пластинки из драгоценного металла с резным, эмалевым, чеканным изображением святого.

    В вышивках 17 века чаще всего используется вышивка вприкреп, которая доведена почти до совершенства, вышивка волоченой нитью (закрепление на поверхности золотых тонких проволочек) и вышивка золотной нитью (льняными или шелковыми нитями обвитыми волоченой нитью). Шелк отходит на задний план, его используют лишь для шитья ликов и для прикрепа золотой нити. В собрании Эрмитажа хранятся образцы костюмов русских придворных костюмов 18-19 веков, вышитых золотыми нитями, украшенных золото-серебряным кружевом.

    Золото-серебряное кружево пришло на Русь из Западной Европы в конце 16 века. Кружевницы использовали в основном зарубежные нити, которые в 17-18 веках наряду с готовыми кружевами ввозились в Россию. Золотые и серебряные кружева хорошо гармонировали с традиционно русскими парчовыми тканями, расшитыми жемчугами и золотным шитьем, поэтому они быстро получили широкое распространение. Кружевами богато украшалась церковная одежда и принадлежности, царские и боярские одежды, придворные платья.

    Постепенно нити из чистого золота и серебра в целях экономии стали заменять на позолоченную нить, а затем и вовсе на искусственные материалы различного цвета, толщины, сечения.

    Способы золотного шитья

    Для вышивки золотыми нитями лучше всего подходит атлас или шелк. Ткань туго натягивают и заправляют в раму или пяльцы, большие чем сама вышивка, иначе края пялец могут повредить золотые нити. Для шитья нужны две иглы – толстая с широким ушком для вывода золотой нитки и иголка с узким ушком и острым кончиком для прикрепа (шелковой нити).

    Эта техника позволяет использовать различные металлизированные нити, тонкую проволоку (канитель), трунцал (металлизированная полая трубочка с витой поверхностью), галун (полая трубочка), шнур, люрекс, пайетки, бисер и т.д.

    В старину мастерицы вышивали золотом ткань «на прокол», т.е. пропуская нить сквозь ткань как при обычной вышивке. Позднее общепринятым стал способ работы «в прикреп», когда нити выкладываются параллельными рядами на ткани и прикрепляются шелковой нитью поперечными стежками. Шелковая нить может быть в тон золотой, тогда она становится почти невидимой на готовом изделии, либо быть контрастного цвета, тогда ложась на золотую нить она дает отсвет и нижняя нить принимает оттенок прикрепляющей. Фон, выполненный золочеными нитями уложенными в разных направлениях дает и разнообразное восприятие поверхности.

    Эффектно смотрятся работы выполненные «шитьем по карте». Таким способом обычно шьют растительные и геометрические узоры, буквы и орнаменты. Из плотного материала – картона, кожи – вырезаются элементы узора, наклеиваются в соответствии с рисунком на ткань и обшиваются нитью «в прикреп». Узор «прикрепы» (прикрепляющей шелковой нитки) заранее размечается на подложке, затем по нему шилом протыкают отверстия.

    Вышивку с золотыми нитями и картонными вставками стирать нельзя, можно лишь медленно и осторожно очищать мягкой щеткой.

    В золотном шитье часто используется мягкая и жесткая канитель. Мягкая легко режется ножницами, в получившуюся трубочку вставляют игла с ниткой и вышивают узор. Жесткая канитель свита в спираль, она эластична и выкладывается по форме рисунка, надо лишь следить чтобы края были отрезаны гладко. Шов золотом и серебром часто встречается в восточных вышивках – арабских, индийских, японских, китайских.

    В небольшом поселке Биорки Коломенского района Московской области живет скромная
    большеглазая молодая женщина с золотыми руками. Это Мария Назаркина. Она человек
    очень редкой профессии — золотошвейка.

    Редкая умелица — она вышивает
    Рождественские и Пасхальные яйца, оклады на Библию, Молитвословы и Евангелия,
    дамские сумочки и кошельки, записные книжки и косметички. Все её работы
    выполнены на бархате, парче, тафте с применением золотных нитей, канители,
    бисера, и украшены различными камнями (янтарь, гранат, бирюза, натуральный
    жемчуг и пр.)

    При оформлении часто используются миниатюрные иконы ручной
    работы, написанные в стиле Палех, традиционные русские мотивы.

    У нее
    высшее образование — сельскохозяйственная академия им. Тимирязева. Затем два
    года она обучалась шитью в Ново-Спасском монастыре. Оттуда помимо знаний и
    навыков золотошвейного ремесла Мария вынесла и сохранила послушническую
    скромность. А еще в ней живет огромная любовь к этому делу и, конечно,
    дарованный свыше талант.
    Кроме того , она работала в мастерской Валентина
    Юдашкина и до сих пор выполняет заказы для ведущих модельеров.

    Но самое
    удивительное, на мой взгляд, что при всей своей занятости Мария, знаменитая
    своим мастерством далеко за пределами Коломны, организовала кружок золотного
    шитья в детской школе искусств «Березка» в родном поселке.
    Темы для рисунков
    Мария черпает в книгах и собирает, где возможно. Материалы, которые использует,
    — бархат, нити, блестки, жемчуг, бусы и камни — сначала покупала на свою
    учительскую зарплату. Сейчас ей финансово помогает областное Министерство
    культуры

    Работы Марии Назаркиной выглядят как раритеты дворцовой
    роскоши, достойные серьезных культурных фондов и личных собраний
    коллекционеров.

    В канун Светлой Пасхи предлагаю вам посмотреть на её
    чудесные пасхальные яйца.

    «СПАСИТЕЛЬ»

    16 сентября, 2013 — 11:47

    Очень интересная работа. Всегда хотела заняться золотым шитьем, только думаю до этого нужно духовно дорасти. Поэтому, только любуюсь такой красотой.

    Читать еще:  Кружево крючком: схемы ленточного, ирландского, румынского, брюггского, филейного кружева
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector