Резьба по кости: материал, нужные инструменты и обширный промысел

Виды и техники резьбы по кости: мастер-класс для начинающих

Один из самых древних видов искусства, освоенный нашими предками десятки тысяч лет назад, это резьба по кости. Изделия, созданные таким способом, ценятся и сейчас — некоторые работы равняются по стоимости ювелирным украшениям из ценных металлов. В статуэтках, вырезанных из кости, людей больше всего привлекают аккуратность, глубокое внимание к мелким деталям и естественность композиции, которая достигается благодаря неповторимым свойствам материала.

История у разных народов мира

Резьба по кости — одно из первых художественных занятий человека. Создавая орудия труда, он со временем начал украшать их рисунками и узорами, а затем перешёл и на изготовление полностью декоративных предметов обихода, таких как ожерелья, кольца, статуэтки и шкатулки.

Материалом для таких изделий служили как «благородная» слоновая кость и бивни мамонта, так и простые цевки — плотные трубчатые части скелета коров, лошадей и прочих хозяйственных животных.

Это необычное ремесло было особенно широко распространено в восточных странах, а также в Риме, Греции и Византии. В каждом из этих мест сформировался свой стиль резьбы. Различались не только техники, но и наборы мотивов и сюжетов, которые завесили от культуры, мифологии, традиций и обрядов определённого народа. Но, поскольку значительная часть изделий создавалась для светских коллекционеров, всегда существовало большое разнообразие тем и образов.

В России хорошо известна холмогорская резьба по кости, названная так в честь соответствующего района Архангельского края. Её «визитная карточка» — это сложный и витиеватый резной орнамент со сквозными отверстиями, сочетающийся с рельефными сюжетными композициями. В работах мастеров этого стиля читается вдохновение красивой, но суровой северной природой. Узоры напоминают морозные завитки, часто встречаются растительные мотивы. Ещё одна особенность стиля — украшение орнамента цветом, будь то гравировка отдельных деталей или укладка фона под всю работу.

Чуть менее знаменита хотьковская резьба, берущая своё начало в городке Московской области с аналогичным именем. Её стиль отличается сдержанностью и лаконичностью. Художники уделяют больше внимания изображению отдельных деталей живой природы: листьев, цветов, животных. Особенно эффектно выглядят выполненные в этой технике шкатулки и женские украшения. Часто сочетают хотьковскую резьбу по кости и дереву или рогу, а также украшают изделия перламутром и другими материалами.

Отдельного внимания достойно творчество народов севера. Например, для чукотской разновидности ремесла характерны простота исполнения и минимум деталей. Основной используемый в ней материал — клык моржа. Чаще всего из него изготавливают амулеты, обереги и украшенные предметы быта, но встречаются и более сложные композиции. Встречаются росписи клыков, представляющие собой пересказ целых сюжетов в картинках.

Изделия художников, работающих в якутской технике, отличаются сложными ажурными орнаментами, в которых преобладают геометрические фигуры. Скульптуры и статуэтки этих мастеров славятся своим вниманием к проработке мелких деталей и создаются по принципу макета.

Тобольская резьба известна за свои миниатюры, изображающие повседневную жизнь северных народов. Кроме того, пользуются популярностью табакерки, брелоки, женские украшения и даже иконы от её мастеров.

Интересным стилем, основанным на резьбе по дереву, отличается варнавинская резьба по кости. Её основу составляет ажурный орнамент, который может быть как плоским, так и выпуклым. Варнавинские мастера изготавливают не только бижутерию и предметы декора, но и посуду, подсвечники, шахматные наборы и даже швейные принадлежности.

Нельзя не упомянуть китайские техники этого древнего искусства. Наиболее известны две школы: кантонская и пекинская. Первая знаменита невероятной тонкостью и роскошью своих работ, для которых используют только отбеленную специальным образом костью. Вторая чуть более сдержанна и служит в основном для изготовления фигурок людей. Для этой цели кость тщательно полируют, что подчёркивает её неповторимую текстуру.

Особенности ремесла

Особенности резьбы по кости связаны с используемым материалом. Прежде всего это тот факт, что каждое изделие, созданное таким образом, уникально и неповторимо — в точности воссоздать работу практически невозможно, даже при желании. Форму получившейся фигурки всегда диктует сама кость. Каждый изгиб, небольшая неровность, нарост или трещинка вплетается мастером в композицию, создавая единственное в своём роде произведение искусства.

Из-за дороговизны материала его потери стараются сделать минимальными. Несмотря на это, при некоторых типах работы, например, составлении ажурных орнаментов, от кости всё ещё отсекается 50% и более. При этом зарисовок на бумаге для будущей фигурки не составляют — обычно детали помечают на самой кости. По исполнению резьбу делят на несколько типов:

  1. Гладкая. Формируется по заранее нанесённому эскизу. Считается самым простым способом создания художественного произведения из кости. Чаще всего используется для создания оберегов, амулетов, небольших фигурок и миниатюр.
  2. Рельефная или объёмная. Применяется для работы над сложными трёхмерными скульптурами и композициями.
  3. Сквозная, которая ещё называется резьбой в проём. Подразумевает пронзание кости насквозь в одном или нескольких местах. Используется для создания орнаментов на ларцах, шкатулках и прочих изделиях, а также в китайских скульптурах «шар в шаре».

Работа с костью

Времена, когда обучиться художественному ремеслу можно было только у его мастера, давно прошли. Сейчас инструкции и по декоративной обработке кости доступны каждому, как и покупка нужных для этого инструментов. Существуют как мастер-классы для новичков, собирающихся начать всё с нуля, так и для опытных творцов, желающих улучшить и развить своё мастерство.

Выбор материала

Для художественной резки по кости чаще всего используют благородные разновидности этого материала, соответствующие мастерству и красоте изделий из него. Однако начинающим и желающим получить больше практики ремесленникам стоит остановиться на легкодоступных вариантах, такие как кости коров, дёшево продающиеся во многих продуктовых магазинах и на рынках. Самые популярные виды костей для резьбы включают в себя:

  1. Бивень мамонта. Выдающийся по своим качествам ископаемый материал, отличающийся прочностью и одновременно лёгкостью обработки. Его размер может достигать 2 м при весе в 120 кг, что позволяет создавать даже очень большие скульптуры. Материал также ценится за своё свойство приобретать необычные цвета под воздействием продолжающегося тысячелетиями контакта с минералами. Он бывает почти любых оттенков, от коричневого до фиолетового, голубого и розоватого.
  2. Слоновая кость. Классический благородный материал, известный своей белизной. Требует тонкой работы с рельефными линиями и позволяет создать отличный контраст светотени. Достаточно крупная, чтобы не ограничивать размеры большинства статуэток. Подходит как для объёмных работ, так и для создания сквозных ажурных орнаментов.
  3. Клык моржа. Твёрдый, долговечный и пластичный материал белого или желтоватого цвета. С давних времён использовался северными народами, но сейчас его добыча запрещена. Иногда применяются ископаемые клыки, которые отличаются своим зеленовато-коричневатым оттенком и ценятся даже выше обычных.
  4. Кость кита. Чаще всего под ней подразумеваются позвонки и рёбра. Материал отличается своей пористой структурой, которая делает обработку изделия достаточно сложной, а полировку и вовсе невозможной, но мастера резьбы по кости научились извлекать из этой особенности и выгоду, создавая неповторимые изделия. Используется китовая кость для изготовления больших скульптур и бытовых предметов.
  5. Цевка. Простая кость, чаще всего крупного рогатого скота. Пластична, легка в обработке, плотность различается в зависимости от вида, возраста, здоровья и питания животного. Не отличается красивыми оттенками, потому часто окрашивается. Отличается от прочих вариантов дешевизной и доступностью, потому рекомендуется новичкам.
Читать еще:  Безотрывное вязание мотивов крючком с подробным описанием: мастер класс шали и описание ажурного жакета

Стоит отметить, что добыча костей и рогов многих из этих животных незаконна или сильно ограничена во многих странах. Исключение составляют цевка и бивни мамонта. Извлечение последних не причиняет вреда природе, так как эти родственники слонов вымерли более 10 тыс. лет назад. Тем не менее добыча этого материала всё ещё довольно трудна и требует специального разрешения (да и целые, хорошо сохранившиеся бивни, пригодные для резьбы, — большая редкость), так что цена материала остаётся высокой.

Поставщики чаще всего продают материал в уже удобной для мастера форме: кость обезжиривают, отбеливают, разрезают на части нужной формы и размера. Те, кто выбрал для работы цевку, могут подготовить её и самостоятельно. Для этого нужно:

  1. Отпилить кончики кости, срезать с неё все хрящи и прочие образования. Тщательно вычистить её как изнутри, так и снаружи.
  2. Отварить подготовленный материал в течение получаса. Затем воду слить – в ней останется вышедший из кости жир.
  3. Снова поставить цевку на огонь, в этот раз залив водой с добавлением кальцинированной соды. Держать 1,5 часа.
  4. Оставить на ночь. На следующие день снова потомить 1,5 часа, но на этот раз с пищевой содой.

Обработанный таким образом материал становится крепче, белее и легче поддаётся обработке. Кроме того, он очищается от хрупких трубчатых тканей, жира и пятен на поверхности.

Подготовка инструментов

Инструменты для работы с костью немного похожи на таковые для резьбы по рогу, но существуют и различия, обусловленные разницей в прочности и структуре этих материалов. Основной прибор, необходимый для тщательной и точной обработки изделия, — это бормашина и штихеля-насадки для неё. Они бывают самой разной остроты и формы, зависящей от выполняемой функции:

  • грубые пилочки — для снятия верхних прочных слоёв, которые мешают работе;
  • абразивные насадки — для снятия «коры» кости и шлифовки;
  • тонкие и острые лезвия — для проведения тонких линий;
  • насадки с очень маленькими (не более 2 мм в диаметре) шариками — для проработки формы мелких деталей, придания им рельефности;
  • резиновые зернистые насадки — для шлифовки;
  • мягкие щётки и кисточки — для полировки готовой работы или отдельных её деталей.

Иногда применяются и другие инструменты, например, пирографический прибор для выжигания по дереву. Он помогает создать неглубокие рельефные линии красивого коричневого цвета.

Выбор насадок зависит от типа работы и вида кости — некоторые из них очень хрупкие, другие прочнее, также отличаются форма и структура.

Уроки для начинающих

Резьба по кости — довольно сложное ремесло, требующее годы на освоение. Создание даже простой поделки — длительный и кропотливый труд, способный тем не менее доставить массу удовольствия как процессом, так и результатом. Понять основы поможет пошаговый урок по вырезанию статуэтки в форме Чеширского Кота из бивня мамонта:

  1. Подготовить материал. Для изготовления этой работы был выбран бивень мамонта весом около 1 кг. Перед преступлением к обработке от него нужно отколоть части, отделённые от основного материала сквозными трещинами.
  2. Придать заготовке форму и очертить основной рельеф при помощи грубых фрезерующих насадок.
  3. Сгладить острые углы, используя небольшую насадку в форме бутона. Отшлифовать и выровнять изделие. Провести торцевание основы статуэтки с помощью предназначенного для этого станка или наждачной бумаги.
  4. Нанести рисунок деталей будущей статуэтки простым карандашом. Начинать стоит с головы.
  5. Обработать линии острой тонкой насадкой, придать им форму и выразительность с помощью инструментов с закруглёнными наконечниками.
  6. Подчеркнуть контуры лица, снова используя тонкую насадку.
  7. Проработать мелкие детали. Сделать заготовки для глаз из пуговиц, после чего оформить ими статуэтку. Для этой цели были использованы дорогие сорта дерева.
  8. Отшлифовать поверхность насадкой в форме резинового диска на низкой скорости.
  9. Отполировать изделие. Можно использовать специальное приспособление или сделать это вручную.

Художественная обработка кости — это древнейшее искусство, для многих ставшее как любимым занятием в свободное время, так и основным источником заработка. Качественные и полные деталей статуэтки, создаваемые мастерами этого ремесла, стали не только достойным украшением как музеев, так и частных коллекций, но и символами состоятельности и вкуса.

Виды и особенности резьбы по кости

Минуло то время, когда мы украшали свой интерьер штампованными безликими изделиями. Сегодня всем хочется иметь хоть одну, но уникальную вещь, придающую неповторимость и изысканность. Резьба по кости – это тот вид художественного искусства, который создаёт поистине удивительные вещи, буквально завораживающих своим внешним обликом. Они будто притягивают к себе ваше внимание, заставляя снова и снова вглядываться в изящество линий, рассматривать орнамент, находя всё более интересные штрихи.

Резьбой по кости занимаются очень талантливые, высоко духовные люди, способные оживить этот с виду неказистый, хоть и очень дорогой материал. Умелые руки мастера превращают кость в тончайшее кружево, в неповторимый орнамент, где один элемент дополняет другой, где конец одной линии является продолжением другой, и в конечном итоге всё изделие являет собой фундаментальную завершённость.

Наверное, столь высокое эмоциональное воздействие можно объяснить тем, что резьба по кости является очень древним искусством. Она прошла длинный путь развития: от простейших украшений и предметов обихода до неповторимых по красоте и ажурности изделий, украшающих интерьер. Талант и труд одних поколений множился трудом и талантом других, достижения безымянных творцов находили достойных приемников в лице мастеров, чьи имена оставались в истории. Технические приёмы обработки кости, сложившиеся очень давно, не меняются и в настоящее время.

Видов резьбы по кости несколько:

Гладкая резьба более проста в исполнении, применяется для изготовления различных амулетов, небольших фигурок животных, людей. Мастером по заранее нанесённому рисунку формируются углубления, которые потом подсвечиваются краской для большей выразительности. Объёмная резьба предполагает создание изделий более сложных, трёхмерных, составляющих целые скульптурные группы. И наконец, для изготовления самых неповторимых по красоте и сложных в работе ажурных шкатулок, ларцов применяется техника сквозной или, так называемой, резьбы по кости в проём.

Резьба по кости народов Севера

Резьба по кости народов Севера относится к одному из древних народных промыслов. Жители Чукотки использовали для своих работ наиболее доступный для них материал – моржовые клыки. Изделия чукотских мастеров отличает простота и лаконичность, минимум деталей. В большинстве своём это многочисленные амулеты и изделия, используемые в быту: различные наконечники, ножи, гарпуны. Так же вызывает интерес их искусство гравировки – на клыках создаются целые рассказы в картинках.

Якутские резчики создают свои работы с помощью ажурной резьбы, используя орнаменты геометрической формы. Сильно развито скульптурное направление, отличающееся тщательной проработкой деталей и построением по типу макета.

Тобольские мастера создают из клыков моржей и зубов кашалота миниатюры, повествующие о жизни и быте народов Севера. Среди их изделий можно встретить и женские украшения, ножи для резки бумаги, различные брелки.

Холмогорская резьба по кости

Холмогорская резьба по кости – это один из первых русских художественных промыслов. Архангельский край со своей суровой и красивой природой вдохновлял своих талантливых жителей. Изделия этих мастеров очень узнаваемы своей неповторимой ажурностью, витиеватостью многочисленных орнаментов. Ларцы и ларчики с традиционной четырёхскатной крышкой, женские украшения, кубки и даже иконы – всё украшено растительными орнаментами и пышными завитками, напоминающими морозные узоры.

Читать еще:  Юбка для восточных танцев: выкройка своими руками

Хотьковская резьба

Лучшие традиции русских мастеров продолжает и хотьковская резьба по кости. Город Хотьков, расположенный в Московской области, дал название целому направлению искусства резьбы. В отличие от холмогорского, стиль хотьковских резчиков более лаконичен, основан на конкретных формах живой природы. Основные изделия – шкатулки и женские украшения. Характерно сочетание в изделиях различных материалов – кость, перламутр, рог, твёрдые породы дерева.

Особенности материала для резьбы по кости

Вид готовых изделий во многом зависит от материала, который был применён для их создания. Кости всех видов животных проходят предварительную подготовку, обезжириваются, отбеливаются, разрезаются на части необходимого размера. Знание особенностей их строения позволяет мастеру с наибольшей выгодой использовать их в своем изделии.

Резьба по кости мамонта позволяет получить неограниченное количество вариантов изделий. Кость мамонта мягче моржовой, легче обрабатывается, даёт возможность для применения различных техник, в том числе и сквозную резьбу. Из его бивня можно получить скульптуру довольно больших размеров. К тому же, в следствии залегания в вечной мерзлоте, кости мамонта могут быть окрашены в различные тёмные цвета, что с успехом используется мастерами в декоративных целях.

Резьба по слоновой кости мало чем уступает обработке костей мамонта. Создавая изделия из слоновой кости, так же можно применять ажурные орнаменты, рельефную резьбу, хотя её белизна требует чёткой проработки рельефных линий, с тем, чтобы получить наилучший контраст света и тени. Не ограничивает слоновая кость и форму изделий, позволяя получить изящные статуэтки приличных размеров.

Современные мастера резьбы по кости создают свои изделия в лучших традициях этого искусства. Статуэтки и ларцы, изготовленные в наши дни, всё так же поражают воображение своей красотой и выразительностью, обладают высокой художественной и материальной ценностью.

Резьба по кости: необыкновенная разновидность художественного искусства

Приветствуем, друзья! Любите уникальные и изысканные вещи, скучаете при виде штампованных изделий без души? Тогда вам точно интересно будет больше узнать о том, что такое резьба по кости, как она проводится и чем притягивают внимание готовые изделия.

Резьба по кости — разновидность художественного искусства, в результате которого появляются завораживающие орнаментом и необычными штрихами изделия. Творцы — талантливые, духовно развитые мастера, способные вдохнуть жизнь в неказистый, малопримечательный, хотя и дорогой материал. Под инструментами автора непривлекательная на вид кость преображается в рисунки, фигуры, ажурные кружева с взаимосвязанными, дополняющими друг друга элементами, образующими в итоге концептуальную завершенность.

Эмоциональную составляющую изделий из слоновой кости просто объяснить древними корнями искусства резьбы. Ее путь длиною в тысячелетия. Все начиналось с примитивных предметов домашнего обихода и украшений, постепенно они усовершенствовались настолько, что заняли место легендарных рукотворных работ, которые выставляются на международных выставках, с трепетом сберегаются в частных коллекциях. Приемы обработки кости не меняются с начала первой резьбы.

Разновидности и отличия

Выделяют 3 вида резьбы по кости:

Самая простая в исполнении — гладкая. Ее применяют для изготовления лаконичных форм амулетов, фигурок животных, птиц и людей. Принцип следующий: по эскизу на кости формируются углубления, которые потом выделяют краской для выразительности. Рельефная резьба подразумевает изготовление сложных скульптурных часто трехмерных групп. Сквозная техника позволяет создавать изысканные ажурные фигуры. Чаще всего этот прием используют для изготовления шкатулок и авторских ларцов с «кружевным» покрытием.

Какой должна быть кость

Внешний вид и уникальность готовых изделий — результат мастерства автора, выбранной техники и типа материала. Перед использованием кости обязательно обрабатываются: поверхность обезжиривают и отбеливают, разделяя на удобные для работы элементы. Чем лучше мастер знаком со строением костей, тем качественнее сможет использовать их преимущества в работе.

Для резьбы подходят кости самых разных животных. Очень дорогие и эксклюзивные вещицы получаются из кости мамонта. По структуре она гораздо мягче и податливей моржовой. С ней легко и приятно работать, независимо от выбора техники, включая сложные работы со сквозной резьбой. Одного бивня мамонта будет достаточно для получения скульптуры внушительных габаритов. Интересно и то, что кости мамонта из-за особого сохранения в условиях пониженной температуры, могут иметь необычный окрас от светлого до темного, что тоже на руку креативным мастерам с развитым воображением.

Слоновая кость для резьбы подходит не меньше, чем мамонтовая. Изделия получаются такими же благородными и эффектными. Работая со слоновой костью, автор не ограничен в выборе техники резьбы, хотя чаще всего используется рельефная резьба с активной проработкой линий для оптимальной игры светотени. Слоновая кость такая же крупная, как и у мамонта, поэтому из нее получаются при необходимости цельные габаритные статуэтки.

Изделия из слоновой или мамонтовой кости поражают воображение необычными линиями и изящным силуэтом, являются образцом авторского художественного искусства. Не удивительно, что стоят они очень дорого.

Резьба по дереву — что собой представляет

Для оттачивания мастерства резьбы, авторы используют не только кость, но и более доступное в цене дерево. Древнейшее искусство резьбы по дереву передается из поколения в поколение с особенностями, свойственными для культуры каждого народа. По сравнению с костью, дерево проще и удобнее в обработке, при этом финальный результат ничуть не уступает костяным изделиям ни в утонченности, ни в эксклюзивности или оригинальности. Из дерева вырезают простые и грубые фигуры, «плетут» многослойные кружева.

На выбор технологии резьбы влияет замысел мастера и порода дерева. Рельефные и скульптурные работы получаются из мягкой древесины, например, березы или липы. Для изготовления фигур с обилием мелких элементов подходят груша, бук или клен. Предметы интерьера и мебели делают из ценных пород с финальной обработкой прозрачным лаком. Лучшие образцы мебели получают из красного дерева, из березы или ореха. Некоторые образцы мебели из перечисленных пород до сих пор радуют посетителей музеев в разных уголках мира.

Удивительный камень родонит — что он из себя представляет?

Как проводится

Еще одна разновидность искусства — резьба по камню. Художник камнерез — мастер и творец, способный вдохнуть жизнь в твердую, ничем не привлекательную и бесформенную каменную глыбу. Задача усложняется потребностью автора не просто придать камню определенную форму, а выделить его природный потенциал, характер, структуру.

  1. Процесс облагораживания камня начинается с формирования замысла. Автор создает эскиз, продумывает элементы, отрабатывает образ во всех ракурсах. В это время рождается авторское произведение искусства, пусть пока на бумаге, но уже со своим характером и индивидуальностью. Чем осознаннее автор подходит к делу, тем тщательнее он прорабатывает особенности персонажа, изучает его характер, эмоции, сопутствующие атрибуты. На этом этапе не допустима суета или фальшь.
  2. Персонаж с эскиза первоначально воплощается в жизнь с помощью мягкого материала. Чаще всего это глина или пластилин. Такая заготовка помогает мастеру понять на правильном ли он пути, выявить возможные недочеты и откорректировать замысел. Готовую пластилиновую заготовку отливают из пластикрита, нового материала, заменяющего гипс. Уже на этом этапе макет получает первый шанс на полноценное существование. Его потом интересно сравнивать с каменным изваянием, наблюдая из возможными перевоплощениями, связанными с использованием разных материалов в основе.
  3. Следующий этап в резьбе по камню — выбор материала для изделия. У каждого мастера обычно собрана коллекция камней, подходящих для воплощения идей в индивидуальной творческой манере, отвечающих предпочтениям и потребностям. В этой работе не бывает мелочей. Играют роль фактура и пластика материала, прочность и цвет. Что касается отделки, то на ее роль хорошо подходят драгоценные, полудрагоценные камни и разные виды металлов.
  4. На начальном этапе камень обрабатывают крупной пилой. В такие моменты особенно важно познать особенности структуры породы, по возможности сделать набросок в натуральном виде. Только после этого мастер переходит к работе над деталями, используя мелкие пилы. Главный инструмент для работы с канем — алмазные отрезные диски.
  5. Обязательное условие — доступ воды к станку для отслеживания результатов работы с камнем в чистом виде. Мастер работает с основой мелкими движениями, старается не уходить вглубь для контроля над состоянием структуры породы. Несмотря на внешнюю твердость и непоколебимость, камень — капризный, требующий к себе деликатного и уважительного отношения материал.
Читать еще:  Шлем викинга своими руками: делаем из бумаги

На этом заканчиваем, будем рады узнать, какая резьба по дереву кости и камню вас впечатляет, где вы имели возможность видеть лучшие образцы работ. Делитесь постом с друзьями, обменивайтесь фото интересных скульптур!

Резьба по кости: инструменты и материалы

Резьба по кости – это старейшее искусство, которое зародилось еще в доисторические времена. Сейчас оно является относительно редким и необычным хобби. Но освоив его можно создавать настоящие произведения искусства: скульптуры, украшения, предметы интерьера и прочее. При этом они будут уникальные и незаурядные. Свои изделия можно подарить или при желании превратить хобби в бизнес и продавать поделки за неплохую цену. Главное – иметь желание и запастись необходимыми материалами и инструментами.

Материалы

В качестве материалов для своих поделок косторезы используют кости и рога животных. Особенно ценятся изделия из редких материалов – бивня мамонта или слона, клыка моржа, рога носорога и т.п. Соответственно, найти их непросто, да и цена кусается. Для начинающих подойдет цевка, то есть кости таких животных, как быки, лошади, лоси, олени и другой крупны рогатый скот, либо их костяные рога.

Кость разных животных отличается как по своему виду, так и по свойствам. Останки мамонта, конечно, очень прочные и красивые, но не стоит отворачиваться от простых костей коровы или свиньи, так как они обладают достаточной плотностью и их легко обрабатывать. Главное запомнить, что лучше всего вбирать кости нижних конечностей, так как они толстые и очень плотные, что делает их менее подверженными переломам или растрескиванию.

Материалы можно купить в специализированных онлайн-магазинах или на тематических форумах, либо самый простой вариант – купить цевку на мясном рынке.

Однако, перед тем, как делать изделие из цевки, нужно ее подготовить. Подготовка включает несколько этапов:

  • Очистка. Для начала нужно удалить ее внутренности, то есть костный мозг, предварительно распилив кость при помощи болгарки. Остатки мяса можно сразу счистить.
  • Первая варка. Очищенный материал варят в воде на протяжение часа, после чего воду сливают, кость еще раз подчищают.
  • Вторая варка. Кость повторно варится в воде с добавлением около 200 г кальцинированной соды в течение 2-3 часов. Должен вывариться весь жир, кость побелеет, а губчатое вещество размякнет.
  • Третья варка. Еще раз меняется вода, засыпается сода. Кость нужно варить до тех пор, пока весь мозг внутри нее не побелеет. Теперь его можно будет полностью счистить ножом.
  • Отбеливание. После всех предыдущих манипуляций кость приобретает бежевый цвет. В принципе, можно работать и с таким материалом, но большинство предпочитают отбеливать его. Для этого кости заливают водой и добавляют таблетки гидроперита. Через 3 дня они должны побелеть.

Напоследок заготовки промывают и высушивают естественным способом. Теперь из них можно создавать шедевры!

Средства индивидуальной защиты

Во время обработки кости обязательно потребуется такое защитное снаряжение:

  1. Наушники или беруши, чтобы защитить свои уши от шума работающих станков.
  2. Респиратор. Пыль вредна для легких, а резьба по кости и рогу может привести к образованию большого количества пыли. Чтобы не вдыхать ее – одевайте респиратор. Желательно выбрать модель с фильтром, так как при обработке заготовок обычно возникает не очень приятный запах. Для постоянной работы рекомендуют дополнительно приобретать портативную вытяжку;
  3. Очки для защиты глаз (можно использовать маску, которая закрывает глаза и нос).

Не стоит пренебрегать этими средствами, иначе можно «заработать» всевозможные заболевания.

Инструменты

Для изготовления простых фигур может быть достаточно нескольких инструментов, но чтобы сделать поделку сложной конфигурации, потребуется полный набор.

Что должно быть в арсенале костореза:

  • Пила/лобзик. Необходимы для разрезания заготовки до нужного размера. Также могут использоваться для резки больших деталей или создания гребешков.Лобзик для ювелирных работ применяют непосредственно для выпиливания деталей. У мастеров, которые занимаются резьбой на профессиональном уровне, в мастерской обычно присутствуют станки, позволяющие быстро и легко распилить любую кость.

Важно: обычно для того, чтобы распилить заготовку, резчики зажимают ее в тисках с деревянными подкладками. Для дальнейшей работы тиски не подходят, так как они могут привести к расколу изделия.

  • Бормашина. Это основной инструмент, помогающий создавать всевозможные поделки. С помощью разных насадок бормашина поможет выполнить различные действия: от черновой обработки кости и сверления любых отверстий, до вырезания глубоких линий, создания гравировки и шлифовки. Эти манипуляции можно выполнять вручную, но бормашина заменяет целый ряд инструментов и значительно упрощает задачу, поэтому ее желательно приобрести в первую очередь. Некоторые поделки можно сделать, имея под рукой только этот электроинструмент.
  • Напильник. В первую очередь заготовка нуждается в черновой обработке и сглаживании. Напильники или рашпили используются, чтобы снять стружку, сгладить неровные края и придать заготовке желаемую форму в том случае, если это невозможно сделать при помощи бормашины. Тут важно, чтобы инструмент был хорошо заточен, иначе придется долго морочиться.
  • Резцы и ножи из высококачественной стали. С их помощью изделию придается окончательный вид. Они используются для вырезания/выскабливания тонких фрагментов, требующих высокой точности (например, ажурной резьбы, гравировки, либо мелких элементов фигурки). Для вырезания орнамента требуется набор резцов разной формы и размера.Также для каждого вида материала необходим резец определенной твердости. В мастерской у косторезов можно заметить огромные наборы всевозможных режущих ручных инструментов. Их запас будет пополняться по мере усовершенствования навыков резки.

Интересно знать: некоторые мастера предпочитают использовать самодельные инструменты – клепики, втиральники, коготки и пр.

  • Наждачная бумага. Нужна для дальнейшей шлифовки и сглаживания неровных краев. Нею также можно стереть любые углубления или маркировки, оставленные от инструмента. Резчики начинают с самой грубой наждачной бумаги и заканчивают тонкозернистой, чтобы получить гладкую поверхность.

С набором этих основных инструментов можно изготовить самые разнообразные поделки, на что хватит фантазии! Эскизы, мастер-классы, а также полезную информацию о резьбе по кости можно найти на просторах интернета или в специализированной литературе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector